Логотип сайта 'Путешествие по Санкт-Петербургу'

Ссылка на страницу:

trip-spb.ru/anichkov-most/

Аничков мост - уникальная переправа с конями через Фонтанку

Санкт-Петербург часто сравнивают с Венецией, что отчасти соответствует истине. Здесь нет гондол и гондольеров, однако город полон рек и каналов, помимо основной водной артерии – Невы. С одного берега на другой петербуржцы переправляются по мостам. Одним из самых известных является Аничков мост.

Через центр Северной столицы проходит река Фонтанка, которая, если быть точным, вовсе не река, а одна из проток Невской дельты. Попасть с одного ее берега на другой можно по одному из 14 мостов, часть из которых является пешеходными.

Если Нева считается главным водным символом города, то на на суше такую же роль играет Невский проспект. А проехать по нему через Фонтанку можно как раз по знаменитому Аничкову мосту с конями.

Аничков мост - ударение, как правильно?

Многие петербуржцы, а тем более приезжие, ударение в слове «Аничков» ставят неправильно – на первом слоге (то есть, на букву «Á»). Помочь понять верное произношение сможет этимология этого слова.

Возле Фонтанки в Аничковой слободе располагалась воинская часть, которой командовал подполковник и талантливый инженер Михаил Аничков. Он внес большой вклад в развитие Российской Империи, поэтому в честь него и было решено назвать мост.

В его фамилии ударение приходится на второй слог – букву «и». Поэтому название переправы произносится также, как и фамилия подполковника – Аничков мост. Честно сказать, произносить это слово неправильно гораздо легче, да и на слух приятнее.

Аничков мост в Санкт-Петербурге

История Аничкова моста

Внешний облик Аничкова моста за всю свою историю менялся несколько раз. Сперва он был деревянным, затем каменным, и только с 1839 года начал приобретать современный вид.

Организовать переправу через Фонтанку приказал император Петр I в 1715 году. В то время умели строить только деревянные переправы, поэтому новый мост, ожидаемо, был из древесины. Он представлял собой сооружение из нескольких пролетов, один из которых был оборудован подъемными щитами, что позволяло судам ходить по Фонтанке. Правда, поначалу их приходилось разводить вручную. И лишь в 1744 году мост оборудовали металлическими разводными конструкциями.

В 1747 году мост получил свое сегодняшнее название, а до этого именовался не иначе, как – Невский. Деревянный мост был крайне ненадежен, его постоянно приходилось ремонтировать, укреплять и усиливать. Тем не менее, он простоял около 100 лет.

История Аничкова моста продолжилась в XVIII веке. В российской столице полным ходом развернулось строительство каменных домов и других строений.

Набережные приобрели гранитную облицовку, появились каменные ступенчатые спуски к воде. Стали появляться мосты из камня, однако разводные пролеты оставались все еще деревянными, хоть и оборудованными подъемными механизмами с массивными цепями.

 В поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» есть строка об этом времени: «В гранит оделася Нева…». Рекомендуем почитать.

До нашего времени сохранились похожие мосты того времени, увидеть которые можно, прогуливаясь по набережной реки Фонтанки – это Старо-Калинкин и Ломоносова.

Каменный Аничков мост, конец XVIII века
Каменный Аничков мост, конец XVIII века

В 1839 году Аничков мост в Санкт-Петербурге оказался перегружен постоянным движением пешеходов и конных экипажей. Поэтому решено было его расширить. Ответственность за реконструкцию взял на себя архитектор Аничкова моста – И. Ф. Буттац. Под его руководством поставленная задача была выполнена всего за полгода.

Реконструкция Аничкова моста, 1840-е годы
Реконструкция Аничкова моста, 1840-е годы

Несмотря на проведенные реставрационные работы, мост продолжал приходить в упадок. Специалисты наблюдали за процессом разрушения и в 1902 году установили максимально возможную нагрузку на мост, которая составила 10 тонн, что очень мало.

В 1904 году начали еще одну реконструкцию моста, связанную с усилением и монтажом трамвайных путей, которые демонтировали только в середине прошлого столетия.

Примечательно, что последующие реставрационные работы проходили в неблагополучные для России времена – в год распада СССР и в мировой экономический кризис 2007 года.

Особенности коней на Аничковом мосту

Безусловно, украшением Аничкова моста и одним из символов Санкт-Петербурга являются скульптуры лошадей из бронзы, установленные с четырех сторон моста. Автор коней на Аничковом мосту П.К. Клодт был, как сказали бы сейчас, чрезвычайно креативной личностью.

За заслуги талантливого скульптора в саду Академии художеств был возведен памятник, изображающий Клодта рядом с одной из его работ – памятником Николаю I.

Хронология появления скульптурной группы на Аничковом мосту весьма занимательна. Клодт был уже достаточно известной фигурой в художественных кругах, когда ему поступило предложение создать скульптуры двух коней, которых держали бы братья Диоскуры – героические близнецы из мифов и легенд Древней Греции. Предполагалось украсить этими статуями набережную Невы напротив нынешней Академии Художеств.

Скульптуры коней на Аничковом мосту

Но неожиданно для архитектора на этом месте оказались два сфинкса, привезенные из Египта. Тогда Карл Росси посоветовал установить скульптуры на пристани, расположенной между Адмиралтейством и Зимним дворцом, но эта идея не пришлась по вкусу императору Николаю I, который решил, что для этого места больше подходят статуи львов с шарами и вазами.

Скульптуры коней на Аничковом мосту

В конце концов, Клодту предложили самому найти место для размещения своих статуй. Он решил, что лучше места, чем Аничков мост, не найти. Но, поскольку скульптур было лишь две, то их поставили только с одной стороны моста, а с другой установили гипсовые макеты, покрытые бронзовой краской.

Скульптуры коней на Аничковом мосту

Всего за год скульптор создал еще две статуи, но им не повезло – Николай I подарил их королю Пруссии. Клодту пришлось снова отлить коней для Аничкова моста и даже установить их на постаменты, но через три года их постигла та же участь. На этот раз они были подарены Неаполю.

Скульптуры коней на Аничковом мосту

Устав от проявлений щедрости императора, Клодт решил не воспроизводить в бронзе предыдущие макеты, а подойти к изготовлению статуй с оригинальной концепцией. Новые скульптуры должны были дополнить уже установленные, но не копировать их.

Вся скульптурная группа символизирует процесс покорения человеком природных сил и обуздание их в финале. Укротители коней на Аничковом мосту застыли в разных позах, показывающих их стремление одержать верх над непослушными животными.

Судьба коней во время блокады Ленинграда

Когда фашистские войска взяли Ленинград в блокаду, клодтовских коней временно «похоронили» во дворе Аничкова дворца, а перед этим смазали солидолом для защиты от коррозии. Благодаря этой идее скульптуры коней остались в сохранности, однако мост был изрядно поврежден немецкими авиабомбами, которые частично разрушили гранитную конструкцию и перила.

Демонтаж коней на Аничковом мосту, 1941 год
Демонтаж коней на Аничковом мосту, 1941 год

Сейчас Аничков мост представляет собой памятник блокадного Ленинграда – на одной из гранитных плит не стали реставрировать повреждения, вместо этого повесили мемориальную табличку с напоминанием о суровых событиях, происходивших во время Великой Отечественной войны.

Мемориальная плита на Аничковом мосту

Кстати, памятник Суворову А. В. на Марсовом поле, также планировалось спрятать от авианалетов в подвале одного из зданий, но позднее от этой идеи отказались. Это, наоборот, спасло его от повреждений, так как на тот самый подвал прилетел фашистский снаряд.

Конструкция Аничкова моста

Сегодняшний Аничков мост через реку Фонтанку представляет собой трехпролетное сооружение из камня и кирпича, длиной 50 метров и шириной 38 метров. Разумеется, мост уже не разводится, как это было в его истории.

Аничков мост в Санкт-Петербурге

С каждой стороны имеются пешеходные тротуары, по которым ежедневно проходят тысячи пешеходов от туристов до клерков, а также проезжая часть с 8 полосами, в час пик сильно загруженная автомобилями.

Проезжая часть Аничкова моста

Ограждения Аничкова моста представляют собой композицию с мифическими обитателями южных морей, обрамленные меандром (орнамент в греческом стиле). Морские животные отчасти копируют ограждения Дворцового моста в Берлине.

Перила Аничкова моста в Санкт-Петербурге

Виды  на архитектуру города с Аничкова моста поражают. Отсюда можно увидеть дворец Белосельских-Белозерских, Литературный дом, дом купца Шарова, Шереметевский дворец и многие другие окрестные достопримечательности. Под переправой постоянно ходят по маршруту туристические паромы.

Вид на Фонтанку с Аничкова моста

Мифы и легенды

За все время своего существования Аничков мост оброс красноречивыми байками для туристов, верить в которые – дело каждого. Однако, если у кого-нибудь из читателей будут другие мифы, а также аргументы реального существования описываемых ниже легенд, пишите в комментариях, перенесем их в факты.

  1. Многие петербуржцы знают, что лошади на Аничковом мосту со стороны площади Восстания (ранее Знаменской) подкованы, тогда как у тех, что следуют от Адмиралтейства, подков нет. Неизвестно, правда это или нет, но, возможно, это связано с тем, что на Знаменской площади в то время находилась кузнечная мастерская, где изготавливали подковы и прибивали их к копытам лошадей, а обратно жеребцы возвращались уже подкованными.
  2. Все кони на Аничковом мосту имеют вторичные половые признаки принадлежности к мужскому полу. При наличии фантазии в яйцах одного из них можно увидеть человеческую физиономию вместо гениталий. Кто-то считает, что лицо принадлежит Наполеону Бонапарту, тогда как другие видели в нем любовника супруги скульптора. А, возможно, это просто совпадение, и Клодт ничего такого не имел в виду.
  3. В первые годы после появления коней Клодта на Аничковом мосту, кто-то сочинил про них неприличную частушку. Император, услышав об этом, приказал найти автора и строго наказать его.

Интересные факты

Помимо красивых легенд, случались и интересные факты во время строительства переправы, ваяния коней и дальнейшей эксплуатации, которые мы собрали ниже.

  1. Клодт создавал коней по живому образу Амалатбека – непослушного и дикого, но любимого скакуна Николая I. Помощь в этом ему оказывала дочка, так как ретивый жеребец послушно выполнял ее требования принимать необходимые позы. Кстати, на Исаакиевской площади стоит памятник Николаю I, император изображен верхом на том самом Амалатбеке.
  2. Местной власти, видимо, не устраивало существующее название переправы, поэтому после окончания очередных реконструкционных работ они хотели вернуть мосту прежнее название «Невский», но тщетно.
  3. Во время ВОВ немцы активно распространяли на все мировое сообщество фейковые фотографии с конями у Аничкова моста, будто они уже захватили Ленинград. Поскольку кони были давно закопаны, прообразом послужили копии жеребцов в Берлине.
  4. После реставрации переправы в начале XXI века, в полости скульптур со стороны здания музея становления демократии современной России были помещены записки будущим реставраторам с пожеланиями восстановить коней лучше, если смогут.

Как добраться

Аничков мост находится примерно на равном расстоянии от противоположных друг от друга групп станций метро: Гостинный двор, Невский проспект и Маяковская, Площадь Восстания.

  • Невский проспект, Гостинный двор (~9 минут) – у обоих станций имеются по 2 выхода на поверхность. Рекомендуем из Гостинного двора выходить ближе к улице Садовой, а из Невского проспекта – на Михайловскую. Так будет ближе. После выхода из вестибюлей нужно идти по Невскому проспекту так, чтобы ТЦ «Большой Гостинный Двор» был по правую руку. Коней будет видно уже издалека.
  • Маяковская, Площадь Восстания (~11 минут) – на этих станциях тоже можно заблудиться. Из Маяковской лучше выходить на улице Марата, а из Площади Восстания – на улице Восстания. Второй выход находится аж возле ТЦ «Галерея» и Московского вокзала. Если вы решите подняться на поверхность там, то потратите лишнее время, переходя оживленный Лиговский проспект. От этих станций идти нужно по Невскому проспекту в противоположную сторону.

Нашли ошибку или неточность в статье? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Ошибки в тексте
Подписаться
Уведомить о
guest
4 Комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые отзывы
Посмотреть все комментарии
Аня
Аня
Гость
20 октября

В Питере была ни один раз, в определенных местах город кажется спокойным и забываешь о суете. И что мне нравится, каждый раз красота Питера открывается с новой стороны. Для меня самая главная "фишка" Питера это его мосты. Аничков мост мне больше всего нравится из-за скульптуры «укрощение дикого коня». У меня они ассоциируются с четырьмя всадниками Апокалипсиса из книги Откровения, всадники в этой книжке прототип событий на земле - очень мощный образ! А еще, мне кажется, это очень романтичное место. Не зря тут гуляют столько влюблённых пар) Вот только интересно, почему не прижилось официальное название моста...

Artemida
Artemida
Гость
4 марта

В Питере был на майские. Если бы не скульптуры на мосту, то Аничков мост не отличался бы от других мостов. Я обошел многие, когда гулял и они у меня все слились как один.

Сергей
Сергей
Гость
11 мая

Для фотосессии, особенно свадебной, место знаковое. Красивые ракурсы как на Неву, так и на исторические здания.

Марина
Марина
Гость
25 мая

Я сейчас как раз ищу тему для доклада об уникальных и красивых местах Санкт-Петербурга, и тут мне на глаза попадается эта статья. Я, честно говоря, и не знала об этом месте, думаю, теперь именно о нем и буду писать. Такая здесь богатая и удивительная история раскрыта, читала просто на одном дыхании. Неплохо бы было для закрепления еще там побывать, прогуляться и все это прочувствовать.