Ежегодно в последней декаде сентября отмечается день рождения трамвая Санкт-Петербурга. Недавно трамвайной системе северной столицы исполнилось 100 лет. Но трамвай этого города прославился в истории не только в качестве общественного транспорта. В этом несложно удостовериться после маленькой экскурсии в Автово. Достаточно пройтись по пр. Стачек, дойдя до въезда в трампарк им. Котлякова. Именно тут, на низком постаменте, который имеет вид рельсов, стоит памятник блокадному трамваю. На постаменте установлен старинный вагон модели МС. Такие трамваи выпускались и использовались в 1930-х гг.
История блокадного трамвая
Какую роль играли трамваи в блокадном Ленинграде? В 1941-м ленинградская трамвайная система была самым крупным из транспортных предприятий города. Всего насчитывалось 42 маршрута, по которым каждый день передвигались 1 835 вагонов. Общая протяжённость линий превышала 700 км. Трамвайные пути соединяли окраины города с пригородами и центральной частью Ленинграда. На первый взгляд, дальнейшему развитию трамвайной системы ничто не должно было мешать. Однако наиболее прославленная часть её истории была ещё впереди. Во время ВОВ трамвай, бывший ранее обычным транспортным средством, превратился в символ Ленинграда, выдержавшего блокаду.
Летом 1941-го на пр. Стачек ленинградцы увидели неожиданную картину: в тех местах, где совсем недавно ходили трамваи, были обустроены боевые позиции артиллеристов и пулемётчиков. Через месяц они дополнились траншеями и окопами. Возле трамвайного парка начали строить баррикады, материалом для которых послужили старые списанные трамвайные вагоны. Эти укрепления также усилили металлическими рогатками, полностью перекрывавшими береговую дорогу.
В сентябре 1941-го на юго-западную часть Ленинграда упали первые снаряды. Враг частично захватил Стрельнинскую ветку, которую пришлось отключить от электроэнергии.Трамваи во время войны были эвакуированы из трампарка им. Котлякова, поскольку он в тот момент находился совсем близко от фронта.
Перед тем, как эвакуировать подвижной состав трампарка, защитникам города пришлось перекрыть Петергофское шоссе, а также линии трамвая, идущие к Стрельне. Для перекрытия использовались вагоны, которые загрузили булыжниками и песком. Для прохода по шоссе оставили лишь узкую полосу, хорошо контролируемую с боевых позиций. Было подготовлено всё для взрыва трамвайного парка. Чтобы создать заградительную линию в Кировском районе, который был близок к фронту, пришлось установить свыше 100 вагонов. Они образовали укрепление длиной более 800 м.
Тяжелейшие испытания ждали ленинградцев зимой 1941-42. Во 2-й декаде декабря по всему городу было отключено электричество. Трамваи остановились. На первый взгляд, возобновить их движение уже не получится. Но работники трамвайной системы добились невозможного, запустив уже в марте 1942-го первый блокадный трамвай грузового предназначения, а 15-го апреля - работу 5-и пассажирских маршрутов. Для остальных маршрутов электроэнергии тогда ещё было недостаточно. Однако эти 5 проложили так, чтобы они тянулись с одного конца Ленинграда на другой, проходя по центру города. В результате можно было доехать до любого городского района, сделав максимум 1 пересадку.
В юго-западной части северной столицы была наиболее трудная ситуация. Трамвайные рельсы подверглись разрушению на участке между Автово и Кировским заводом. Поскольку пр. Стачек был близок к фронту, восстановление движения по нему было явно бессмысленным из-за постоянных обстрелов. Но защитные укрепления рядом с Кировским заводом и на прилегающих территориях нужно было немедленно восстанавливать. Трамвайные работники вновь сделали невозможное: в марте 1943-го под интенсивными обстрелами им удалось отчасти реконструировать рельсы и трамвайные провода. В результате было организовано движение по одному пути, начинавшееся возле Нарвских ворот и заканчивавшееся возле путепровода рядом с Кировским заводом. По этому маршруту перевозили рабочих с помощью паровоза и 2-х вагонов ПМ.
Также путь использовался для доставки в ночное время стройматериалов на грузовых платформах и для удаления раненых с передовой в санитарных вагонах. Этот подвозочный блокадный трамвай Ленинграда получил от рабочих прозвище «Бесстрашный».
Таким образом, после длившейся уже несколько месяцев блокады и морозной зимы снова стали курсировать пассажирские и грузовые трамваи в Ленинграде. Это вызвало изумление у захватчиков и укрепило веру жителей города в удачное завершение его обороны и всей войны.
Регулярное передвижение трамваев рядом с фронтом перед вражескими позициями превратилось в символ Ленинграда – сражающегося города, в котором подчас бывало трудно отличить передовую от тыла. Трамвай в блокадном Ленинграде – важный участник защиты своего города. Кроме перевозки грузов и пассажиров, он собственным «телом» защищал современное Петергофское шоссе.
Не зря фортификации Ленинграда – как на передовой, так и внутри города, были чрезвычайно разнообразными. Такое разнообразие к тому моменту не было известно во всей истории укреплений. Весомую лепту в защиту города на Неве внесли также трамваи во время блокады Ленинграда, которые занимали насыпь Стрельнинской линии поблизости от Урицка. Фактически от них остались только каркасы, однако эти вагоны были хорошо приспособлены для позиций снайперов, которые выкашивали наступающих захватчиков.
Ноябрь 1944-го стал временем восстановления работы трамвайного парка в Кировском р-не. Ещё спустя месяц ленинградский блокадный трамвай стал ходить к Кировскому трамвайному кольцу (к нему продлили маршрут номер 13). В мае 1945-го восстановили линию, которая начиналась на этом кольце и заканчивалась в трампарке им. Котлякова. Именно возле последнего и стоит сейчас монумент блокадному трамваю.
В том же 1945-м как раз рядом с трампарком им. Котлякова построили триумфальные ворота, через которые входили в Ленинград оборонявшие его бойцы. 8.08.1945 через них вошли солдаты и офицеры Ленинградского гвардейского корпуса.
Особенности экспозиции
Годом установки памятника стал 2007-й. Монумент посвящён блокадному ленинградскому трамваю и находится в Автово, рядом с Котляковским трамвайным парком, который стал легендарным. Роль памятника выполняет трамвай МС-2.
На его окнах установлены щиты с фотографиями города во время блокады.
Поручни и подножки площадок постоянно усыпаны живыми цветами, призванные напоминать о мужестве защитников северной столицы, которые стояли в несокрушимом строю на передовой во время обороны Ленинграда. Снискал незабываемую славу и блокадный трамвай города на Неве, превратившийся в символ блокады и железной воли ленинградцев.
На углах рядом с памятником установлены стелы из гранита. На них нанесены надписи. Одна стела содержит дату монтажа монумента, а на другой написано, что на месте её установки в 1941-м нынешнее Петергофское шоссе перекрыли трамвайные вагоны, чтобы защитить город от вражеских танков.
Этот вагон относится к подлинным образцам ленинградского транспорта. Его выпустил Путиловский завод в 1930-х. Вагон для памятника отреставрировали до малейших деталей. Он принадлежит к серии МС (сокращение от «моторный стальной»).
В музее обороны и блокады Ленинграда находится точная копия кабины легендарного блокадного трамвая. К тому же, в стенах музея собрано более 50 тысяч экспонатов; воссозданы интерьеры квартир, бомбоубежищ, продуктовых магазинов; представлены редкие аудиозаписи, фотографии, дневники и важные документы. А вход абсолютно бесплатен.
Интересные факты
- Адрес расположения монумента - пр. Стачек, рядом с д. 114.
- Постамент состоит из фрагментов рельсов длиной несколько метров, которые установлены на месте расположения защитных укреплений во время ВОВ.
- От места, где сейчас стоит памятник блокадному трамваю в Санкт-Петербурге, до линии фронта было 4 км.
- В январе 1943-го удалось прорвать блокаду города и водители трамваев в день прорыва звонили в трамвайные звонки. Эти звуки перемешались с салютом.
Как добраться
Памятник блокадному трамваю находится в километре от станции метро Автово. Чтобы добраться до ретро-транспорта нужно от метро идти по проспекту Стачек, пересечь железнодорожные пути, по которым курсируют грузовые составы (они часто встают на ж/д переезде на длительное время, будьте к этому готовы). Далее мимо Церкви Казанской иконы Божией Матери и Ленинградского сквера. Сразу за Автомобильной улицей будет красоваться блокадный трамвай.
Нашли ошибку или неточность в статье? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.
В прекрасном городе Санкт-Петербург я была проездом всего на несколько часов, поэтому сходить куда-то на длительную экскурсию не представлялось возможным, посмотрела красоты центра города и совершенно случайно наткнулась на этот памятник, удивительно что он вообще привлек мое внимание, сразу залезла в интернет и изучила информацию об этом трамвайчике. Проходила около него пол часа, заинтересовал он меня своим великолепным видом, действительно будто выехал к на наши улицы прямиком из ужасов прошлого, а именно ужасов ВОВ. Рекомендую посмотреть обязательно, дух захватывает!
Кака интересная история у трамвая, читала с трепетом, но не дай бог нам пережить это все снова!
Блокадный трамвай - это символ невероятной стойкости, духа. Когда Ленинград оказался в блокаде, трамваи не переставали ходить. Это значит, что жизнь не остановилась, город не сдался коварным немцам, а продолжает жить, несмотря ни на что. Ленинградцы творили невозможное, когда было столько лишений. А сейчас блокадный трамвай как памятник, музей, пропитанный историей. Историю, который мы должны помнить всегда.