Большеохтинский мост в Санкт-Петербурге – это не только один из самых красивых разводных мостов в городе, соединяющий Центральный исторический район города с Красногвардейским, но и самый первый мост, при строительстве которого были продуманы пешеходная и проезжая части. Современная подсветка добавила ему еще больше привлекательности в ночное время.
История
Благодаря быстрым темпам развития Охтинского района в XIX веке, Санкт-Петербургу, как столице Российской Империи в то время, нужна была сухопутная связь между ним и центром города.
Неудачи в планах
Николай I в 1829 году дал приказ о возведении моста, но инженеры в то время так и не смогли разработать проект, отвечающий всем требованиям императора. К тому же на том месте, где планировалось построить мост, была организована паромно-лодочная переправа, владельцы которой опасались потерять прибыль, поэтому всячески препятствовали реализации грандиозного проекта.
Благодаря развитию ключевых предприятий Охтинского района, в 1860 году снова был поднят вопрос о строительстве моста, который опять не увенчался успехом. Разработку проекта отложили «в долгий ящик» до 1884 года. В июне Охта была присоединена к Санкт-Петербургу и, в честь этого знаменательного события, император снова изъявил желание построить переправу через Неву. Но и на этот раз ничего не получилось, так как каждый владелец предприятия, участвовавший в проекте, требовал, чтобы мост стоял рядом с их заводом. На этом этапе история возведения Большеохтинского моста остановилась до начала XX века.
Возведение
Окончательное местоположение переправы было утверждено зимой 1900 года – она должна была соединять Синопскую набережную (возле Смольного собора) с Малоохтинской. Годом позже был объявлен конкурс на звание лучшего проекта, в котором участвовали западные и российские инженеры. Также поступили несколько предложений и вне конкурса, один из которых признали самым лучшим.
Выбранный проект будущего Большеохтинского моста был совершенно непохож на другие. Суть его заключалась в том, что разводной пролет находился не возле берега Невы, а в центре. Окончательное утверждение проекта в сентябре 1907 года поспособствовала трагедия на паромно-лодочной переправе в апреле 1907 года, в которой погибли более 30 пассажиров.
В июле 1908 года был заключен договор с польской строительной компанией «Рудзский и К», у владельцев которой было всего 3 года на возведение моста. Пролеты моста, включая разводной механизм были доверены металлическому заводу Санкт-Петербурга.
В июне 1909 года, буквально перед празднованием 200-летия Полтавской битвы, совершили торжественную закладку фундамента моста. Благодаря этой знаменательной дате мост решили назвать в честь Петра I, одержавшего победу в той жестокой войне.
В октябре 1911 года мост бы торжественно открыт для передвижения, однако отделочными работами занимались еще около 2-х лет.
На протяжении всей истории, переправе не один раз присваивали новые названия. В дореволюционное время он назывался мостом Великого Петра Первого, а после свержения династии Романовых стал Большеохтенским. В 1950-х годах после обновления правил правописания и по сей день – Большеохтинским.
Особенности
Трехпролетный мост составил 336 метров в длину, 26 метров в ширину, а общий вес около 9000 тонн. Боковые пролеты, длиной 135 метров каждый, удостаиваются отдельного внимания, так как имеют металлические фермы арочного типа, высотой более 20 метров. Средний пролет имеет длину 48 метров, а развод его крыльев составляет менее одной минуты.
Со стороны Синопской набережной можно подойти прямо к берегу Невы, чего не сделаешь с Малоохтинской. Чтобы прогуляться по этой набережной, нужно искать пешеходный переход, которого нет на протяжении километра.
При въезде на переправу с одной из сторон, сразу видно высокие металлические порталы, на которых золотистыми буквами красуется прежнее название «Мост Великого Петра Первого» и годы его возведения. Верхняя часть вертикальных балок на самом верху загнута так, что напоминает раковины улитки, удерживающие необычные светильники, которые придают Большеохтинскому мосту в ночное время некую волшебность.
В дополнение к описанным выше источникам света, мост имеет общую художественную подсветку, состоящую из более 1000 светильников. Она была реализована в 2000 году и модернизирована в 2010-м.
Башни
Края разводного пролета Большеохтинского моста украсили гранитными башнями-маяками в романском стиле, в которых спрятаны разводные механизмы. Верхняя часть представляет собой фонарь в виде куба, остекленный со всех сторон, кроме крыши. А чтобы фермы на крайних пролетах не заслоняли свет с берега, башни сделали выше их на несколько метров.
На башнях размещены памятные доски из бронзы, на которых перечислены имена людей, участвовавших в реализации столь сложного, дорого и, одновременно, красивейшего моста Санкт-Петербурга.
Легенда о золотой заклепке
Фермы Большеохтинского моста связана между собой тысячами стальных заклепок. Поэтому существует легенда, что строители во время его возведения на счастье установили одну золотую и покрыли краской в общий цвет сооружения. Авантюристы за многие годы не раз пытались ее найти, но уходили ни с чем.
График развода моста
Практически все города, граничащие с реками, имеют мосты, и чаще всего они неразводные. Но в Санкт-Петербург нуждается в них, так как по Неве с апреля по ноябрь ходят сухогрузы, которые без разводных мостов не смогли бы добраться до всех городских портов.
Чтобы не оказывать людям неудобства, мосты разводят только в ночное время. Поэтому, загулявшимся горожанам, стремящимся попасть на другую сторону реки, желательно знать время развода как Большеохтинского моста, так и любого другого. А для туристов это просто праздник, ведь разводные мосты в Санкт-Петербурге считаются изюминкой города, поэтому собирают толпы зевак.
Большеохтинский мост разводится с 02.00 до 05.00 часов. Однако время развода может внепланово измениться, поэтому рекомендуем посмотреть график на официальном сайте.
Экскурсии на развод мостов
Разведенные мосты Санкт-Петербурга в ночное время стоят отдельного внимания не только благодаря красивым видам и сказочной подсветке. Многим интересно запечатлеть сам процесс развода, сделать фото на память, получить море позитивных ощущений, а заодно и поплавать на комфортабельном теплоходе по ночной Неве. Чтобы получить всю порцию эмоций, рекомендуем приобрести экскурсию в городских киосках, либо на сайте Tripster.ru.
Как добраться
Большеохтинский мост в Санкт-Петербурге находится примерно на одинаковом расстоянии от ближайших станций метро: Новочеркасская (2 км) и Чернышевская (2,5 км). Чтобы самостоятельно оценить расстояние и выбрать наиболее подходящий вид прогулки, пролистайте страницу ниже до карты и нажмите на кнопку «Как добраться», находящуюся в нижнем левом углу.
Пешком
Пешая прогулка займет около 25-30 минут, однако с Чернышевской прогулка будет интереснее, так как ваш маршрут будет проходить по исторической части города. По пути можно отдохнуть в Таврическом саду и полюбоваться Смольным собором. С Новочеркасской же кратчайший путь будет пролегать через спальный район со знаменитыми «сталинками». Поэтому рекомендуем свернуть на Малоохтинскую набережную и идти вдоль Невы. Расстояние при этом чуть увеличится, зато вам будут открыты красивейшие виды главной реки города.
На автобусе
С Чернышевской едут автобусы №105, 22 и маршрутки К-163, К-167, К-269, К-389, К-51. Ехать 10-15 минут до остановки «Улица Красного Текстильщика», возле которой находится «Единый центр документов». После выхода из автобуса до моста остается еще 250 метров мешком.
С Новочеркасской можно добраться на автобусах №132, 174, 183, 5, маршрутках К-118, К-254, К-289, К-83 и трамваях №10, 23. По времени дорога займет те же 10-15 минут до остановки «Новочеркасский проспект», далее 200 метров мешком.
Нашли ошибку или неточность в статье? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.
У меня в Санкт-Петербурге живет родная сестра, поэтому изредка наведываюсь к ней в гости, а она, в свою очередь, знакомит меня с достопримечательностями города на Неве, в том числе и с мостами. Из тех, что я видел, Большеохтинский - один из самых красивых.
Люблю по нему гулять. Были с сестрой и на экскурсии во время развода крыльев этого грандиозного сооружения. Подсветка моста тоже впечатлила, смотрится завораживающе.
Что касается истории возведения моста, то мне по душе пришлась легенда о золотой заклепке. Думаю, приезжая в этот прекрасный город в будущем, я еще не раз пройдусь по Большеохтинскому мосту, наслаждаясь его красотой и величием.
Мы обязательно постараемся попасть на развод, когда будем в Питере. Да, согласна, зрелище шикарное!
Когда были в Петербурге с мужем в прошлом году, сами осматривали большинство достопримечательностей, в том числе ходили смотрели, как разводят Большеохтинский мост. Это безумно красиво! Но вот об истории моста мы в то время как-то и не задумывались, просто наслаждались зрелищем. А тут попалась ваша статья, и узнала интересные факты об истории моста. В следующий раз нужно будет поискать золотую заклепку, а вдруг это не просто легенда)
Вот именно, часто бывал возле Большеохтинском мосту и ни разу не слышал об этой легенде о заклёпке.
Потрясающий мост! Когда была первый раз в Санкт-Петербурге, восхитилась масштабами. К сожалению, не застала развод Большеохтинский моста, надеюсь, еще будет такая возможность.
Оказывается, как все таки важно знать свою историю и вообще достопримечательности каждого из городов. Самой вот приходилось бывать в разных местах и хочу сказать то, что о многом историческом просто не знаем. Вот, например, сколько раз мне приходилось бывать в командировках в разных городах и толком город узнать невозможно, максимум пару главных улочек города, парки. О самом большеохтинском мосте я слышала, даже единожды посещала данное место. Статья меня заинтересовала, много исторических фактов здесь указано. Все говорит о том, что здания строятся не сразу и становятся украшениями городов.
Легенду о золотой заклепке не слышала. А вообще, экскурсоводы часто рассказывают различные легенды о той или иной достопримечательности. В Санкт-Петербурге я была несколько раз и всегда смотрела развод мостов - это невероятное зрелище. И каждый из мостов по своему уникален и красив. Большеохтинский мост потрясающе смотрится ночью - он словно кружевной и невесомый.
Несколько раз была в Питере, но на развод мостов так и не смогла посмотреть. После этой статьи еще больше захотелось. В следующий раз обязательно.