Санкт-Петербург славится на всю планету своей архитектурой. Каких только стилей не встретишь в Северной столице. В начале XIX века в моду вошел неоклассицизм. Образцом данного стиля можно считать доходный дом Константина Исаевича Розенштейна – здание, которое сегодня украшает площадь Льва Толстого на Петроградской стороне. Редкий случай, когда архитектор и собственник объекта недвижимости были одним и тем же человеком.
История
Удивительно, что место, на котором сегодня находится доходный дом Розенштейна, до конца позапрошлого столетия было пустырем. Лишь за несколько лет до того, как наступил ХХ век, здесь была построена небольшая деревянная конструкция с примыкавшим к нему садиком. Домик принадлежал уроженке Пруссии К. Ф. Фелькель. Горожанам она была известна, как сестра предпринимателя, занимавшегося какао. Дом занимал не всю территорию пустыря, поэтому рядом был построен велодром, зимой превращавшийся в каток.
В последний год XIX века на принадлежавшей Фелькелю земле было воздвигнуто здание высотой в пять этажей, в котором разместилось городское училище для представительниц слабого пола. Фасад построенного дома не выходил на площадь, которая в те времена носила название Архирейская улица.
Через десять лет понадобилось продлить Большой проспект по направлению к реке Карповка, в результате чего площадь двора при доме Фелькеля пришлось сократить. Планировкой занимался архитектор Розенштейн, что, очевидно, и помогло ему стать собственником довольно большой территории на Архирейской площади (ныне Льва Толстого).
Получив участок в собственность, Розенштейн решил построить на нем здание в соответствии со своим видением. Проектировать фасады он пригласил зодчего Андрея Белогруда, возможно, из-за приверженности того архитектурной моде Средних веков. Белогруд решил построить английский замок в главном европейском городе России и сделал это мастерски. Спустя пять лет, доходный дом принял первых жильцов.
Квартиросъемщики были не из простых – крупные чиновники, аристократы, деятели культуры и искусства. Так, здесь жили Леонид Андреев, сам Андрей Белогруд, популярный певец Давыдов. Частично дом принадлежал предку советского актера Андрея Миронова.
Судьба доходного дома в советский период
Пришедшие к власти в результате переворота большевики национализировали дом. В разное время в нем располагались кинотеатр, сберегательная касса, студия Ленинградского телевидения и несколько театров. В начале горбачевской перестройки в здании открылся театр «Эксперимент», просуществовавший десять лет. Но история доходного дома К.И. Розенштейна на этом не закончилась.
Архитектура дома Розенштейна
Доходный дом К.И. Розенштейна знаменит своими башнями-эркерами, которые возвышаются над ним и как бы устремляются в мрачное петербургское небо. Фасады бывшего доходного дома выходят на Большой проспект Петроградки, Каменноостровский проспект и улицу Льва Толстого. Коренные петербуржцы называют его домом с башнями.
Бывший дом какао-барона наложил отпечаток на стиль здания. Архитектура грандиозного строения обладает такими особенностями, как два выступающих на улицу Льва Толстого эркера, ассиметричные ряды окон, оконные проемы в романском стиле, смотрящие на двор, и оригинальные конструкции дверей на лестничных клетках.
Двухцветный фасад в сочетании со стрельчатыми арками первого этажа делает доходный дом Розенштейна на Петроградской стороне средневековым английским замком.
Доходный дом К.И. Розенштейна во многом уникален. Мало, где вы еще увидите оконные проемы, отличающихся друг от друга, уникальные барельефы с львиными ликами и ангелочками, башни, подозрительно похожие на лондонский Биг Бен. На одной из них даже находится циферблат, но с цифрами, а со знаками зодиакальных созвездий.
Проектируя свое творение, Константин Исаевич позаботился о том, чтобы квартиросъемщики чувствовали себя свободно и комфортно. Помещения были оборудованы газовыми плитами, некоим подобием джакузи, встроенными шкафами и калориферами для мокрых полотенец. И что было уж совсем необычным для начала прошлого века – это расположенный во дворе гараж.
Если идти по улице, носящей имя великого русского писателя, мимо этого здания, по афишам и фотографиям на фасаде сразу становится понятно, что здесь находится приют театрала.
Театр имени Андрея Миронова
Место театра «Эксперимент» занял театр «Русская антреприза», который основал режиссер Рудольф Фурманов. Он долгое время был автором и ведущим популярной телепередачи «Театральная гостиная Рудольфа Фурманова». Через год после ранней смерти выдающего русского актера Андрея Александровича Миронова в здании бывшего доходного дома открылся театр его имени. Хотя зал в театре совсем небольшой, все двести зрителей могут наблюдать за происходящим на сцене, не мешая друг другу и прекрасно видя все театральное представление.
Представления, идущие в театре, ставят известные режиссеры, в них участвуют народные артисты Советского Союза и России. Доходный дом К.И. Розенштейна в Санкт-Петербурге стал отрадой для театралов, актеров, режиссеров и людей, так или иначе связанных с театром.
Театральный дух этого места подчеркивают интерьеры. Символом театра является стоящий на ребре игральный кубик со свисающей с него каплей крови.
Театр «Русская антреприза» не единожды становился обладателем различных театральных премий, в том числе, такой престижной, как «Золотой софит». 12 лет назад была учреждена премия Андрея Миронова «Фигаро». Каждый год в Международный женский день, который является одновременно днем рождения актера, она вручается российским артистам в присутствии полного зрительского зала.
Музей театра "Русская антреприза"
Второй этаж бывшего доходного дома Розенштейна занимает музейная экспозиция. Хотя площадь музея невелика, на ней размещены более тысячи уникальных экспонатов – различные предметы, фотографии, афиши. Особый интерес представляют фотографии известных актеров, сделанные в неожиданном ракурсе.
Театр имени Андрея Миронова в Санкт-Петербурге продолжает работать, хотя его основатель – Рудольф Фурманов не так давно умер. Кроме именитых режиссеров, постановкой занимается его сын Влад Фурман. Свободных мест практически никогда не бывает. Небольшой зал буквально пронизан театральным духом. Многие приходят не только посмотреть спектакль, но и походить по музею. Антракта явно недостаточно, чтобы оценить все богатство экспозиции.
Интересные факты
Стиль доходного дома К.И. Розенштейна – неоклассицизм, предполагал строительство прочных и устойчивых домов. Поэтому три трагических события, случившиеся с ним, не разрушили здание.
- Первый раз в результате разрыва сброшенной фашистами бомбы произошел сдвиг стены. Но здание не рухнуло – его удержали от разрушения двутавровые балки, которые Розенштейн заказывал специально.
- Два раза происходили серьезные пожары. Во время последнего, случившегося на рубеже 2000-х, пламя охватило чердак. Дым от пожара был виден даже в спальных районах Санкт-Петербурга. Пожарные трудились всю ночь. Но дом уцелел и был восстановлен. Нетрудно представить, что случилось бы с современными постройками, обрушься на них такие бедствия. А тогда строили на века.
Как добраться
Доходный дом К. И. Розенштейна находится на площади Льва Толстого, а его стены выходят на одноименную улицу Льва Толстого, а также Каменноостровский и Большой проспекты. Поэтому у здания три адреса: Каменноостровский просп., 35/37, Большой проспект П. С., 75/35 и улица Льва Толстого, 2.
Добраться до него можно всего за 2 минуты от станции метро «Петроградская». Единственное, перед выходом из вестибюля нужно выйти сразу на улицу, а не в подземный пешеходный переход, и повернуть налево. Дойдя до площади Льва Толстого, через дорогу будет красоваться величественный «средневековый замок».
Если вы хотите попасть музей или же театр, то для начала лучше ознакомиться с графиком работы и позвонить по телефону для уточнения информации.
Нашли ошибку или неточность в статье? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.