Дворцовый мост, связывающий Васильевский остров с центральным Адмиралтейским, является самой популярной разводной переправой в Санкт-Петербурге. Днем его ежедневно пересекают тысячи петербуржцев и гостей города, а ночью наблюдают за фееричным разведением пролетов под сопровождение классической музыки. В праздничные дни он становится центром проведения красочных мероприятий.
История Дворцового моста
История петербургского мостостроения насчитывает около трёх столетий. Оно не случайно началось после кончины Петра I: император-реформатор не любил мосты, беря за образец лодочное передвижение в Венеции. Он сам передвигался на четырёхвесельной 8-метровой лодке, требуя того же от свиты и народа.
Исаакиевский (плашкоутный) мост
История Дворцового моста берёт начало с плашкоутной переправы, появившейся в 1727 г.
Плашкоутные мосты состоят из плавучих опор, закрепляющиеся якорями ко дну или оттяжками к берегу. На них укладывался настил, по которому осуществлялось движение. Для прохода судов и при наводнениях опоры разбирали и вытаскивали на берег.
Первая переправа соединяла административные здания Сената и Синода с дворцом Меншикова, и называлась Исаакиевской в честь одноименной Исаакиевской церкви (знаменитый собор появится на её месте позже). Исаакиевский плашкоутный мост имел в основе деревянные барки, использовавшиеся в сезон навигации. Зимой же передвижение производилось по льду.
В следующее десятилетие появились планы прокладки подобной же переправы для сообщения между Адмиралтейским и Васильевским островами. В 1850 г. в Санкт-Петербурге произошло важное событие: появился первый стационарный мост через Неву – Благовещенский.
Переносы переправы
В 1853 г. местное купечество обратилось к императору Николаю I с просьбой о переносе Исаакиевской наплавной переправы к Зимнему дворцу для удобного сообщения с учреждениями Торгового порта, включая Биржу на васильевской Стрелке. Действовавший лодочный перевоз был малоэффективным.
Император удовлетворил просьбу купцов. Проект переноса понтонной переправы подготовил военный инженер Иван Герард, а работами руководил инженер Фёдор Энрольд. Они продлились более трёх лет. Исаакиевская переправа переехала на новое место к концу 1856 г. Её три перевезённых плашкоута закрепили деревянными опорами, и установили ограду. Переправу освещали шестигранные фонари. В зимний период конструкция демонтировалась.
В 1877 г. на переправу был уложен конный рельсовый путь. В следующем году на мосту впервые в столице были испытаны фонари с электрическим освещением.
Первый успешный опыт переноса переправы не остался единственным. Развитие городского хозяйства продиктовало необходимость ещё одного переноса. В 1896 г. было принято решение сместить Дворцовую переправу вниз по руслу Невы на 53 м. Оно было осуществлено в 1896–97 гг.
Однако наплавные переплавы не отличались долговечностью, и, к тому же, выработали свой эксплуатационный ресурс. Весной 1899 г. перенесённые старые плашкоуты Дворцовой переправы дали течь и частично затонули. Это происшествие резко активизировало реализацию давно ведущихся разговоров о необходимости стационарного моста. В 1900 г. окончательное положительное решение, наконец, было принято.
Объявление конкурса на строительство
В 1901 г. в столице был объявлен конкурс на строительство постоянного Дворцового моста. Было представлено 27 работ, вывешенных на публичное обозрение в городской Думе. Почти половина из них была подготовлена петербургскими специалистами. Среди участников была и французская компания, чьё предложение было признано лучшим. Но и оно было отклонено из-за дороговизны.
В следующем конкурсе участвовали только отечественные инженеры. Его результаты были подведены в 1909 г. Победил проект Дворцового моста, подготовленный давно живущими в Санкт-Петербурге польским инженером Анджеем Пшеницким и архитектором Робертом Мельцером. Строительство было поручено солидному подрядчику – Коломенским заводам, с обязательным условием задействования в нём исключительно местных специалистов и стройматериалов.
Строительство и открытие переправы
Начавшееся в 1911 строительство стационарного моста планировалось завершить за два года. Но, как часто бывает, оно затянулось. В 1914 г. случилось наводнение, разрушившее одну из строившихся опор, а затем вмешалась война.
На время затянувшегося сооружения моста на Дворцовой площади пришлось вернуться к старой плашкоутной переправе. Её конец был драматичным: она выгорела, вспыхнув от искры проплывавшего корабля.
Мост был готов лишь к концу 1916 г., причём в аскетичном варианте – без планировавшегося архитектурного декора. Настил был деревянным, а перила – временными. Декоративное оформление появилось уже в советский период.
Перед вводом в эксплуатацию мост был тестирован на прочность. На него одновременно въехали 34 грузовика, каждый – с 600-пудовым грузом. Официальный ввод в эксплуатацию произошёл 23 декабря 1916 г.: с тех пор 5 января (по новому стилю) 1917 г. считается днём создания моста. Из-за военного времени и недавнего потрясения (убийства Распутина) празднование было более чем скромным.
Технические характеристики сооружения внушают уважение. Длина моста составила 260 м при ширине около 28 м. Он весит около пяти тысяч тонн. Сооружение имело совершенный на то время разводящий механизм.
Республиканский мост
В честь первой годовщины революции Дворцовый мост получил имя Республиканский. Таковым он назывался до 1944 г., когда ему возвратили историческое имя.
В 1939 г. временная деревянная ограда моста была, наконец, заменена на чугунную. Она была украшена советской символикой – гербом, знамёнами, пятиконечными звёздами и колосьями. Тогда же окончательный вид приняли фонари и хозяйственные павильоны.
В годы ВОВ мост получил несколько повреждений, включая серьёзные. Они оперативно устранялись.
Поющий мост
С 2016 года Дворцовый мост стал музыкальным в рамках проекта «Поющие мосты Санкт-Петербурга». Во время его развода в летнее время, за которым традиционно наблюдает множество туристов, звучат классические произведения композиторов, так или иначе связанных с городом на Неве – Чайковского, Римского-Корсакова, Рахманинова, Глинки, Мусоргского и Шостаковича. «Поющим» мост становится по субботним и воскресным ночам, начиная с Дня города, отмечаемого 27 мая.
Реконструкции ХХ и XXI веков
В 1957 г. опоры моста обзавелись гранитными парапетами. В 1967 г. была улучшена гидроизоляция и отремонтированы вращательные оси.
В конце 70-х годов были заменены ещё сохранявшиеся деревянные компоненты моста. В частности, вместо деревянного настила появилась ортотропная плита, конструкция которой берёт на себя часть мостовой нагрузки, тем самым уменьшая её на опоры.
В 1997 г. на мосту демонтировали трамвайные линии, затем в торжественной обстановке открыли ночную подсветку, в которой преобладали синие, белые и голубые цвета. Прозвучал пушечный залп с Петропавловской крепости, а в ночном небе вспыхнули фейерверки. Затем на освещённом мосту прошёл стилизованный под старину бал.
Тревожное положение сложилось в начале XXI в. Проведённое в 2005 г. тщательное обследование выявило близость исчерпания ресурса. В конструкциях разводного пролёта и в мостовом полотне были обнаружены дефекты и многочисленные слабые места. Без основательного ремонта надёжность, грузоподъёмность и долговечность сооружения ставились под большой вопрос.
В рамках начавшейся капитальной реконструкции электромеханический шестерёнчатый механизм разводных конструкций был заменён на электрогидравлический немецкого производства. Были отремонтированы опоры сооружения, заменена конструкция противовесов и произведены другие необходимые работы. После этой реконструкции о царских временах остались напоминать только сохранившиеся заклёпки на неподвижных компонентах моста.
Капитальная реконструкция 2012-13 гг. была осуществлена без прекращения движения по мосту.
Особенности моста
Конструкция моста – пятипролётная, средний из которых – разводной. Его крылья балансируются мощными противовесами, подвешенными на шарнирах. В наведённом состоянии пролётное строение функционирует по схеме трёхшарнирной арки.
Точная ширина моста – 27,73 м, из которых проезжая часть занимает 22 м. Она разделена на шесть полос – по три в каждом из направлений. Ширина тротуаров с обеих сторон – по 2,85 м. Высота свода над водой – 6,3 м (при среднем уровне реки): в разведённом положении – 30 м.
Мощение проезжей части и тротуаров – двухкомпонентное. На нижний металлический настил нанесён верхний слой бетона. Неподвижные пролёты имеют гранитное ограждение, а разводной – металлическое.
На опорах моста литые чугунные перила завершены гранитными парапетами. Решётка разделена на 156 секций, каждая из которых весит по 280 кг. Поскольку перила были изготовлены уже при СССР, на них изображены элементы советский символики: звезда, колос и знамя.
Ночное освещение моста реализуют 28 фонарей на 16 декорированных столбах.
Развод Дворцового моста
Ночной развод Дворцового моста можно наблюдать в период навигации по Неве, длящийся восемь месяцев в году, приблизительно с конца апреля до начала ноября. В остальные месяцы Нева покрыта льдом: это время используется для профилактических работ.
График развода Дворцового моста – 1:10-2:50 и 3:10-4:55.
Следует, однако, иметь в виду, что мосты разводятся для ночного пропуска грузовых судов. Поздней осенью заявок на проход может не быть, поэтому в отдельные ночи мост может не разводиться. Корректируется и время развода, поэтому наблюдателю нужно предварительно уточнить все моменты на официальном сайте «Мостотреста».
Развод начинается с «расклиновки», во время которой поднимаются противовесы и выводятся стойки подклинки. В результате нагрузка переносится на хвостовую часть сооружения. Противовесы погружаются в колодцы на полутораметровую глубину. Затем разводной механизм поднимает на 61 градус над Невой 700-тонный пролёт.
Перечисленные действия производятся в течение пяти минут под наблюдением шести работников. Компьютеризированный пульт управления расположен в одной из мостовых опор на Васильевском острове.
Поскольку за разведением наблюдает множество туристов и жителей, для их безопасности предварительно устанавливаются ограждения. Ситуация вокруг моста постоянно отслеживается 16-ю видеокамерами.
За время развода моста по Неве проходит до 25 судов. Разводка сооружения отменяется при следующих погодных условиях:
- скорость ветра над Невой свыше 15 м/сек;
- температура воздуха больше 25 0C.
Лучшие места для наблюдения развода моста
Дворцовый мост красив и днём, и ночью. Разведение петербургских мостов – популярное туристическое зрелище, особенно в условиях ночной подсветки. Наибольший наплыв туристов отмечается в период белых ночей. Откуда же смотреть на Дворцовый мост?
С палубы теплохода или катера
Лучшим местом наблюдения считается палуба экскурсионных теплоходов или катеров. В неё, как правило, входит приближение и к другим разводящимся мостам: Благовещенский, Троицкий, Литейный, Большеохтинский, Александра Невского.
В момент разводки в непосредственной близости к мосту находятся десятки туристических судов. Сейчас после разведения катера береговой охраны прогоняют их с места события, чтобы освободить путь большим сухогрузным судам, для чего, собственно, и разводится мост. По просьбе туристических организаций, с 2017 г. разводка Дворцового и Троицкого мостов начинается раньше на 15 минут. Таким образом, туристы получили дополнительное время для фотосессий.
С набережных
Сухопутные наблюдатели выстраиваются вдоль Дворцовой, Адмиралтейской и Университетской набережных. Для занятия места с хорошим обзором рекомендуется приходить хотя-бы за полчаса до начала разведения. Ближайшая станция метро – «Адмиралтейская», закрывается на выход в 00:40, что довольно удобно. Прибывшие на собственной машине могут припарковать ее на Миллионной улице или набережной Мойки, а также на Синем мосту или возле Исаакиевского сквера.
При наблюдении с Дворцовой площади разведённый мост открывает вид на Кунсткамеру. Для лучшего обзора рекомендуется встать на высокое крыльцо главного здания Эрмитажа. Для одновременного наблюдения развода и Троицкого моста, опытные люди советуют устроиться у здания №26 на Дворцовой набережной.
С Адмиралтейской набережной обозревается колокольня Петропавловского собора. Часть туристов наблюдают за разводом с соседнего Троицкого моста, который разводится через несколько минут после Дворцового.
Особенно эффектны виды Зимнего дворца или Адмиралтейского шпиля между разведёнными пролётами моста.
Экскурсии на развод Дворцового моста
Во время прогулок по центру Санкт-Петербурга вам могут попасться навязчивые зазывалы с плакатами, рекламирующие экскурсии на развод Дворцового и других мостов. Они прилипают до тех пор, пока вы их не пошлете в мягкой или грубой формах. Не смотря на приставучесть рекламщиков, от них можно получить небольшую скидку при покупке билета на теплоход. Если вы согласны с предложением зазывалы, то проследуйте на ближайшую пристань для посадки на туристический теплоход согласно их инструкциям. Стоимость ночных экскурсий в несколько раз выше дневных, в целом ориентируйтесь на цену от 1000 рублей.
Актуальные цены на экскурсии на развод мостов можно посмотреть на сайте tripster.ru, там же можно выбрать экскурсионную программу не только на кораблике, но и на суше. Вас могут разместить на крыше ближайшего здания, либо прокатить с ветерком на мотоцикле по всем разводным переправам.
Как добраться домой во время разведенных мостов
О том, как добраться домой после развода мостов в Санкт-Петербурге, нужно уже знать перед поездкой. Наземный транспорт обычно прекращает свою работу до полуночи, а метро закрывается практически в час ночи (зависит от конкретного вестибюля). Исключением являются некоторые праздничные дни, по которым метро работает всю ночь. Поэтому доехать до них не проблема, но уехать обратно уже сложновато: мосты разведены, транспорт не ходит.
Горожанам, проживающим в центре города повезло больше всего, они могут наблюдать за таким красочным событием на набережных со своей стороны, а затем пройти 1-3 километра до дома пешком. Если у вас нет своей машины, то оставшимся вариантом будут: такси или шеринг (арендные самокаты или автомобили).
Во всех вышеперечисленных случаях у вас есть 4 варианта развития дальнейших событий:
- Дворцовый и Володарский мосты разводятся 2 раза за ночь, а сводятся всего на пол часа. Поэтому можно дождаться сведения и добраться до дома по переправе пешком или на автомобиле.
- На другую сторону Невы можно добраться на машине в любое время ночи через Большой Обуховский (Вантовый) мост, который находится в 15 километрах от центра. А на Васильевский остров ведет ЗСД.
- Погулять до утра до тех пор, пока не начнет ходить общественный транспорт, а это почти 6 утра. По ночному Санкт-Петербургу гулять очень атмосферно, особенно при благоприятной погоде, но если с климатом не повезло, дождаться рассвета можно в ближайших кафе или барах, обычно работающих до утра. Центр города ночью не спит вообще!
- Переночевать у близкого человека, живущего в пределах одного берега Невы, на котором вы находитесь.
Пристань со львами
С левой стороны Дворцового моста находится самая популярная пристань города, от которой стартует множество экскурсий по реке и в пригороды Санкт-Петербурга. Название «Спуск со львами» причал получил по установленным здесь гранитным изваяниям львов – копиям флорентийским.
Пристань была создана в 1820–24 гг. по проекту Карла Росси, одновременно с Дворцовой площадью. Гранитный спуск состоит из двух лестничных маршей по восемь ступеней. По их обеим сторонам спуск стерегут медные львы с повёрнутыми друг к другу мордами. Они появились на спуске в 1832 г.
Альтернативные названия – Адмиралтейская или Парадная пристань.
Интересные факты
В отличие от всеобщей известности сооружения и его величия, Дворцовый мост имеет целый ряд интересных фактов, которые знакомы далеко не каждому туристу... даже петербуржцу.
- Название мосту дали расположенные по соседству одноимённые дворец и набережная.
- Дворцовый мост – один из 10-и регулярно разводящихся петербургских переправ.
- Проектант моста Анджей Пшеницкий участвовал в сооружении ещё 42 аналогичных сооружений в городе.
- Дворцовый мост сделан на славу. За более чем столетнее существование он лишь раз – в 1967 году, закрывался на капитальный ремонт.
- В целом надёжный разводящий механизм дважды допустил сбои. В 2002 г. развод был остановлен из-за поломки зубца шестерни. А в 2009 г. развод задержался на 50 минут из-за сбоя.
- Инженер Пшеницкий, который построил Дворцовый мост, допустил существенный промах. Разведённое сооружение закрывает вид на Адмиралтейство, Кунсткамеру, а также Зоологический музей.
- Во время праздников и фестивалей разведённые крылья моста выполняют роль киноэкрана.
- Дворцовый мост через Неву в разведённом состоянии – распространённый туристический символ Санкт-Петербурга.
- Дворцовый мост сегодня – объект культурного наследия России федерального уровня.
Как добраться
Разводной Дворцовый мост в Санкт-Петербурге связывает центральный Адмиралтейский остров с Васильевским. Ближайшие станции метро: Адмиралтейская (650 метров) на одной стороне и Спортивная-2 (1,5 километра)на другой.
- Адмиралтейская (~9 минут) – после выхода из вестибюля проследуйте на Невский проспект, на котором поверните налево и, продолжайте путь по Дворцовому проезду мимо Александровского сада и Адмиралтейства.
- Спортивная-2 (~18 минут) – вестибюль, находящийся возле Тучкова моста, представляет собой довольно запутанный подземный переход с 6-ю выходами на поверхность. Вам нужны лестницы 1 и 5. После подъема нужно идти по набережной Макарова до самого финиша. По пути вам встретятся Литературный музей, Ростральные колонны, здание Биржи, Зоологический музей, а также стрелка Васильевского острова.
Нашли ошибку или неточность в статье? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.
В 2012-м, когда я последний раз посещал Питер, то одну из ночей специально отвел для того, чтобы увидеть развод моста. Зрелище впечатляющее. Глядя на него, издали и не зная, что эта махина может «встать на дыбы», просто думаешь о красоте сооружения и его прочности, проверенной доброй сотней лет. Разумеется, в тот момент я не знал таких подробностей, как приведены в этой статье, о том, что мост сначала был вовсе не стационарный, но это не помешало мне оценить увиденное. К сожалению, цветового окаймления разводимой части моста я не видел. Вероятно, оно было отключено. Что ж, есть еще один повод посетить. Питер.
Помимо подсветки рекомендую побывать на тематических праздничных разводах, например, в этом году в честь Петра I несколько программ
Познавательный экскурс в историю. Мне довелось увидеть Дворцовый мост поющим в одну из поездок в северную столицу в летнюю пору. Сам мост, окружение и звучание классической музыки — это непередаваемые впечатления. Сильные эмоции производит подобное сочетание в эстетическом плане. Завораживает. Неудивительно, что мост является объектом культурного наследия.
Не думала, что Дворцовый мост так "молод". Строительство такого невероятного (по тем временам) сооружения. да еще и в такой сложный для страны период - просто подвиг. Теперь буду смотреть на него совсем другими глазами, многого, к своему стыду, о нем не знала.
Я был в Санк-Петербурге еще в детстве. Толком не помню этот эпизод жизни, но хорошо что есть старые фотографии. По Питеру можно ходить открыв рот и оглядываться во все стороны так как на каждом шагу есть свои достопримечательности. Город просто пронизан историей и самобытностью.