Красный мост – одна из наиболее знаменитых переправ через реку Мойку. Также это один из самых старых из сохранившихся доныне мостов в Санкт-Петербурге. В современном виде его построили в начале 19 века взамен деревянному. Сооружение соединяет Казанский остров со 2-м Адмиралтейским и относится к историческим памятникам архитектуры.
История
История Красного моста насчитывает более 300 лет. В 1717-м году в качестве продления улицы Гороховой соорудили деревянный мост с подъемным механизмом через реку Мойку для обеспечения прохода кораблей с высокими мачтами. Но в конце 18 века конструкцию упростили – подъёмный пролет был демонтирован, и объект обрёл вид обыкновенного деревянного моста с тремя пролётами. Простоял он в таком виде недолго, в 1808-м году переправу снесли и, согласно проекту, составленному инженером В. Гесте, приступили к возведению моста из чугуна с арочной конструкцией, которое длилось 6 лет. Именно в таком виде Красный мост существует по сей день.
Проект Гесте был новаторским в том плане, что несущими конструкциями стали отдельные секции из чугуна, соединявшиеся друг с другом. Этот мост имел только один пролёт. Ширина составляла 16 метров, длина – 33 метра.
На Красном мосту установлены перила из чугуна, узор которых копирует орнамент ограждений вдоль набережной реки Мойки. А на каждом въезде стоят обелиски конусообразной формы из гранита, к которым присоединены фонари четырёхгранной формы и шары с позолотой. Тротуар на мосту отделён от дороги для транспорта металлической оградой.
Реставрации
В 1-й половине 20 века Красный мост сильно обветшал, в опорах и пролетах были разорваны швы, лопнуты болты, растрескались рёбра и днища металлических коробок . Эти повреждения прогрессировали. На основании обследования объекту придали аварийный статус.
В 1953-м году провели реконструкцию. Пролёт из чугуна заменили свайными двухшарнирными арками из более современных металлических сплавов. Эти арки были связаны друг с другом посредством поперечных и продольных связей. Фасады пролёта закрыли декорированными листами из металла. На каждом въезде Красного моста восстановили обелиски, сделанные из гранита вместе с их декором. Сохранилась и внутренняя ограда. Длина сооружения возросла до 42 м.
Вторую реставрацию провели в 1998-м году. Она включала ремонт фонарей, воссоздание гранитного и чугунного ограждений. А в 2011-м третья реставрация Красного моста затронула только окрашивание.
Особенности
Стиль конструкции Красного моста гармонично дополняет городской пейзаж и общий архитектурный ансамбль набережной реки Мойки. Этому способствуют такие замечательные особенности, как утончённые пропорции и безупречная композиция.
Происхождение названия совершенно банальное – от цвета, в который этот объект был окрашен, причём уже в 1778-м году. Однако до этого времени он был известен как «Белый мост».
Кроме Красного, в современном Санкт-Петербурге существуют ещё три «цветных» моста, расположенных неподалеку друг от друга. В то время они имели один стандартный цвет, из-за чего горожане их все время путали. Местные власти нашли эффективное решение проблемы – покрасить каждый мост в определенный яркий цвет. Так и возникли мосты: Синий, Зелёный, Жёлтый (сейчас Певческий) и Красный.
Красный мост – федеральный памятник, находящийся под особой государственной охраной.
Достопримечательность
Прежде всего Красный мост в Санкт-Петербурге интересен тем туристам, которые любят архитектуру, в частности, позапрошлого века. Это сооружение – остановочный пункт на многих экскурсионных маршрутах по северной столице, в ходе которых гости и жители города знакомятся со знаменитым ТЦ «Эсдерс и Схейфальс», набережной реки Мойки и зданием педуниверситета.
У многих туристов вызывают восхищение чёткость очертаний и красота пропорций Красного моста.
Интересные факты
- Тюбинги из чугуна для Красного моста изготовляли демидовские заводы.
- Торговый центр «У красного моста» назван в честь этого сооружения.
- Местное поверье говорит, что прохождение по Красному мосту сулит удачу.
- Петербуржцы любят назначать встречи под фонарями Красного моста.
Как добраться
Красный мост находится на Гороховой улице (кстати, на этой улице, ближе к набережной реки Фонтанки, есть знаменитый дом с ротондой) в окружении сразу 6-ти станций метро, от которых можно добраться пешком менее, чем за 15 минут – это Адмиралтейская, Невский проспект, Гостинный двор, Спасская, Сенная площадь и Садовая.
- Адмиралтейская (~5 минут) – после выхода из вестибюля вы окажетесь на Кирпичном переулке. Поворачиваем направо и идем до набережной реки Мойки, на которой нужно повернуть снова направо. Буквально через 200 метров вы будете стоять у Красного моста.
- Садовая, Спасская, Сенная площадь (~11 минут) – от этой троицы держим путь по переулку Гривцова через Демидов мост. На набережной реки Мойки поворачиваем направо и, на расстоянии 190 метров вы увидите Красный мост.
- Гостинный двор, Невский проспект (~14 минут) – от метро нужно двигаться по одноименному Невскому проспекту мимо Казанского собора до Зеленого моста. Перед ним поворачиваем налево и идем по набережной реки Мойки еще 420 метров.
Нашли ошибку или неточность в статье? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.
Несколько лет жил в коммуналке на Гороховой с видом из окна на этот мост, и периодически им любовался. Однако в этой красоте есть обратная сторона медали. В час пик тут очень шумно, окна было не открыть, если хочешь тишины. Даже ночью молодежь на перделках всей улице спать мешает. Но со временем привыкаешь.
Саму историю моста мало кто знает, за исключением питерских фанатов и заядлых историков, но она очень интересна и познавательна, в статье не все моменты описаны.
К тому же это очень красивое и необычное для города место, здесь очень много фотографов и простых любителей сделать красивое фото.
Согласен, есть в этом месте что-то особенное, какая-то необыкновенная атмосфера любимого города на Неве.