Музей искусств имени А. Л. Штиглица в Санкт-Петербурге, является одним из старейших музеев декоративно-прикладного искусства в России. Его коллекция насчитывает более 30 000 экспонатов, охватывающих период с античности до XX века. Музей был основан благодаря меценатству Александра Львовича Штиглица и сегодня представляет собой уникальное хранилище произведений искусства, выполненных в различных техниках и материалах.
Сегодня музей является частью государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица. Однако его история началась более века назад, и каждый уголок здания хранит память о прошлом.
История
История музея прикладного искусства А. Л. Штиглица начинается с XIX века, когда выдающийся предприниматель и меценат Александр Львович Штиглиц решил посвятить свое состояние развитию культуры и образования в России.
А. Л. Штиглиц: меценат и основатель
Барон Александр Штиглиц (1814–1884), родившийся в семье банкиров, унаследовал не только огромное богатство, но и стремление к благотворительности. Он оказал значительное влияние на развитие отечественной промышленности в XIX столетии. Его финансовые вложения затронули различные сферы: от создания военных производств до строительства инфраструктуры. Под его патронажем появились целые заводские поселения, а также важнейший транспортный узел — Балтийский вокзал.

Однако Штиглиц стремился не только к развитию производства, но и к совершенствованию качества рабочей силы. Он понимал, что для успешного функционирования предприятий необходимы специалисты, обладающие навыками художественного мастерства. Именно эта идея легла в основу создания учебного заведения, где готовили специалистов для работы с различными материалами: стеклом, деревом, металлом, керамикой и драгоценными камнями.
Создание училища и архитектурный облик здания
В 1881 году указом императора Александра I было основано Центральное училище технического рисования. Это заведение стало отправной точкой в создании системы подготовки мастеров прикладного искусства, способных создавать качественные и эстетичные изделия для промышленности.
Здание музея и академии строилось с 1885 по 1896 год по проекту архитектора Максимилиана Егоровича Месмахера. Автор известен своими работами в стиле эклектики и модерна. В проекте он объединил черты итальянского Возрождения, готики и классицизма, создав уникальный образец петербургской архитектуры конца XIX века. Сам Месмахер возглавил училище, став его первым директором.

На строительство и оформление музея Александр Штиглиц выделил колоссальную сумму — 9 миллионов рублей серебром. Эти деньги были потрачены на возведение здания, его отделку, роспись интерьеров и формирование коллекции произведений искусства.
Система обучения и роль студентов
До начала XX века училище переживало период своего расцвета, постепенно превращаясь в центр художественного образования. Процесс обучения был непростым: преподаватели намеренно снижали баллы, чтобы поддерживать высокую планку требований и стимулировать учащихся к постоянному совершенствованию. Оценочная система состояла из двенадцати уровней, что позволяло более точно оценивать успехи студентов, избегая размытых градаций, таких как «пять с минусом».
Стоимость обучения составляла 12 рублей в год, но особо одарённые учащиеся, а также победители различных конкурсов, могли рассчитывать на значительную финансовую поддержку в виде стипендий. Примерно четверть обучающихся были выходцами из малообеспеченных семей, и для них обучение предоставлялось бесплатно. Такая политика помогала обеспечить равные возможности для талантливой молодёжи, независимо от её финансового положения.

Судьба музея после революции
После революционных событий учреждение пережило череду значительных изменений. Название менялось несколько раз, отражая политические и социальные настроения эпохи. Сначала оно стало именоваться Высшим училищем декоративных искусств, затем было преобразовано в Государственные мастерские. Позже произошло объединение с Академией художеств, что привело к созданию Высших художественных технических мастерских, просуществовавших до 1925 года.
В 1930-е годы здание использовалось для обучения специалистов в сфере строительства и отделки архитектурных объектов. Это направление носило исключительно прикладной характер, что создавало сложности для профессиональных художников, чья деятельность в тот период была под угрозой.
Музей также столкнулся с трудностями. Он дважды прекращал свою работу: первый раз с 1905 по 1909 годы, а затем в 1920-е годы. Во время закрытия помещения простаивали и использовались только для временных выставок. Чтобы сохранить часть коллекции от конфискации, некоторые экспонаты передали государству. В 1924 году произошло слияние с Эрмитажем, где до сих пор можно увидеть предметы из собрания Штиглица. Другие экспонаты оказались в музее Академии художеств. В результате собственное собрание музея утратило свою первоначальную целостность.
После Великой Отечественной войны музей снова открылся и начал процесс восстановления части утраченных экспонатов. Однако в 1950-е годы, в период правления Хрущева, интерьеры здания подверглись изменениям: стены были закрашены белой краской, чтобы соответствовать идеям минимализма и функциональности.
С 1953 по 1994 годы учреждение носило название Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В. И. Мухиной. Именно поэтому сегодня оно известно многим под шутливым прозвищем «Муха».
Внешний вид и особенности архитектуры
Здание Академии имени Штиглица в Санкт-Петербурге представляет собой яркий пример стиля историзма, который характеризуется смешением различных архитектурных традиций прошлого. Автор проекта, М. Е. Месмахер, вдохновлялся искусством Италии эпохи Возрождения, включая особенности флорентийских дворцов и венецианских палаццо.

Фасад здания привлекает внимание широкими проёмами, напоминающими венецианскую архитектуру, однако массивная каменная кладка и строгие формы напоминают о более ранней эпохе — романском стиле. Особенно примечательны парные арочные проёмы, характерные для эпохи итальянского Возрождения.

По периметру окон на первом и втором этажах размещены медальоны с барельефными портретами известных художников и ремесленников — среди них Рафаэль, Дюрер, Лоренцо Гиберти и прочие. Для тех мастеров, чьи образы не дошли до нашего времени, имена выложены с помощью мозаичного письма.

Фронтон, завершающий композицию фасада, декорирован аллегорическими фигурами, символизирующими ключевые направления искусства — живопись, скульптуру, архитектуру и прикладной дизайн. Эти образы словно приветствуют творца, изображённого в центре композиции. Этот персонаж напоминает самого Месмахера, который был не только архитектором здания, но и первым руководителем учебного заведения. Вершину фронтона венчает образ крылатой богини Славы — символ триумфа и признания мастеров, достигших высоких рубежей в своём искусстве.

Фонари-торшеры с ангелочками
Обратите внимание на то, как привлекают взгляд необычные светильники, входящие в композицию главного входа музея Академии Штиглица. Эти торшеры были созданы в 1895-м по инициативе архитектора Максимилиана Егоровича Месмахера. Основания украшают изящные статуэтки маленьких ангелочков, каждый из которых символизирует определённое ремесло.

Местные студенты считают этих путти своими защитниками и часто обращаются к ним за поддержкой. Перед важными испытаниями, например экзаменами, они приносят цветы к подножию скульптур. Также существует поверье: если прикоснуться к фигурке ангелочка, то можно выбрать будущую профессию, которую тот олицетворяет.

Кроме того, эти статуэтки привлекают не только учащихся, но и случайных прохожих. Многие верят, что если потереть их ручки, то загаданное желание обязательно сбудется.
Музей в деталях: залы и экспонаты
Внутри музея академии Штиглица насчитывается 32 зала, однако для экскурсий открыто лишь 14 из них. В фондах сокровищницы прикладного искусства собрано более 35 000 экспонатов, включая текстиль, костюмы, гобелены, керамику, фарфор, мебель, металлические и стеклянные изделия, изразцовые печи и часы. Постоянная экспозиция демонстрирует около 10% всей коллекции, которая охватывает все ключевые этапы развития искусства — от древних времен до современности.
При организации собрания акцент делался на принадлежность произведений к определенным историческим периодам, а не на их авторстве. Идея заключалась в том, чтобы превратить музей в обширное учебное пособие для изучения эволюции художественных направлений.
Под руководством первого руководителя студенты активно участвовали в оформлении интерьеров. Они занимались резьбой по дереву, созданием изразцов, росписью стен и потолков, а также работой с тканями — шитьем, вышивкой и ткачеством. Такой подход не только способствовал развитию практических навыков учащихся, но и добавил музею уникальности, сделав его пространство живым примером различных техник и стилей.
Вестибюль
Первое, что видят гости музея, — это величественный парадный вестибюль, который сам по себе напоминает выставочное пространство. На потолках красуются росписи, выполненные в духе итальянского Ренессанса, а массивные мраморные колонны с арочными сводами создают атмосферу роскоши и утонченности.

Здесь же расположены гардероб и небольшое выставочное пространство, в котором представлены творческие проекты учащихся. Среди экспонатов можно увидеть доступные к покупке изделия из керамики, стекла и фарфора, а также миниатюрные скульптуры и живописные работы. Это помещение выполняет не только практическую функцию входной зоны, но и сразу погружает посетителей в художественную атмосферу учебного заведения.
Аванзал
Путь посетителя в музее Штиглица начинается с Аванзала — помещения, интерьер которого выполнен в духе эпохи итальянского Ренессанса. Роскошные своды с изысканной росписью и арочные колонны создают ощущение, отдалённо напоминающее декор римской виллы Мадама.

В этом зале представлены примеры древней деревянной мебели: туалетный столик, диван, пара стульев и бюсты, повторяющие формы древних скульптур.

В пространстве размещены также декоративные вазоны, изящная фарфоровая утварь и миниатюрные скульптурки. Архивные фотографии и документы в стеклянных витринах рассказывают о становлении академии и художественного музея, погружая посетителей в исторический контекст их возникновения.

Таким образом, Аванзал не только принимает гостей роскошью оформления, но и служит своеобразным вступлением в богатую историю учреждения.
Малые Итальянские галереи
Справа и слева от аванзала расположены галереи в итальянском стиле, где представлены домашние атрибуты и мебельные изделия, отражающие различные исторические эпохи и виды народных промыслов. В коллекции можно увидеть подборку запорных механизмов и ключей для сундуков, а также разнообразные сервизы и напольные сосуды.

Интерьеры галерей отличаются друг от друга: в одних потолочные своды расписаны сочными композициями, в других — украшены золочёными деталями. Полы выложены керамической плиткой из Метлаха, при этом орнаменты, нанесённые на поверхность, гармонично сочетаются с декором сводов.

Эти галереи окружают просторный центральный зал — сердце музея искусств А. Л. Штиглица. Комплекс был спроектирован по образцу ренессансных дворцов, где посетители перемещались по периметру вокруг внутреннего светового двора — атриума. Именно в этом «дворе» находится наиболее масштабный и величественный зал учреждения, обращающий на себя восхищённое внимание своей красотой и архитектурной грандиозностью.
Большой выставочный зал
Большой выставочный зал музея А. Л. Штиглица, выполненный в виде внутреннего двора итальянского дворца, когда-то считался крупнейшим выставочным центром Санкт-Петербурга. Архитектор Месмахер придал ему соответствующий облик, а галерею сделал двухъярусной — для лучшего восприятия экспозиции.

Подняться на второй этаж можно по лестнице, ведущей из Аванзала. Первым делом бросается в глаза двойной стеклянный купол, создающий эффект объёма и наполняющий зал естественным светом. Однако хрупкость конструкции имела трагические последствия: во время войны купол был разрушен, и из-за проникновения холода и осадков уникальные фрески, созданные преподавателями и учениками учебного заведения, безвозвратно погибли.

Пройтись вдоль аркад первого уровня разрешено только в рамках организованной экскурсии под руководством сотрудников музея. Вне экскурсионных часов пространство используется как учебная площадка для студентов, предоставляя им возможность работать в исторически аутентичной обстановке.

Кстати, купол, заметный даже с набережной Фонтанки, наполнен естественным светом, что создаёт ощущение античного внутреннего двора-атриума.

Парадная лестница
Поднявшись по главной лестнице на верхний уровень Большого зала Академии А. Л. Штиглица, вас встретит мраморная скульптура барона Штиглица, созданная на рубеже XIX столетия скульптором Марком Матвеевичем Антокольским. Фигура изображает мецената в позе восседающего человека, словно он лично приветствует посетителей.

Рядом, вдоль стены, размещена галерея, посвящённая образам античности: здесь представлены персонажи древнегреческого пантеона. Этот экспонат представляет собой факсимильную гипсовую реконструкцию знаменитого большого фриза Пергамского алтаря, созданного во второй половине I века до н. э. Таким образом, пространство создаёт ощущение путешествия во времени, где древние мифы соседствуют с личностью реального исторического деятеля — основателя музея.

На втором этаже находятся залы, посвящённые различным историческим периодам и культурам. В коллекции представлены изделия, выполненные техниками чеканки, резьбы по дереву и металлу.
Рафаэлевская галерея
Недалеко от Большого зала расположена Рафаэлевская галерея, воспроизводящая пространство лоджий Ватикана, спроектированных Рафаэлем по заказу папы римского. Стены украсили художники Н. Блинов и М. Салтыков, включив в свои работы сюжеты из священных текстов, античной мифологии и декоративные растительные орнаменты.

В одном из углов помещения находится винтовая лестница, выполненная в неоготическом стиле. Её дизайн заметно отличается от общей ренессансной атмосферы зала.

Ранее пространство украшали фламандские и французские гобелены, которые были переданы в Эрмитаж. Взамен учебное заведение получило кованую конструкцию, предположительно служившую для подъема императора Николая II в Зимнем дворце. Этот элемент стал частью богатой коллекции музея.
Римская лестница
Ещё одна деталь в итальянском стиле — лестница, созданная по проекту Месмахера и получившая название Римской. На одной из её стен выполнена роспись, имитирующая окно с панорамой храма святого Петра. Лестница была спроектирована с таким расчётом, чтобы подчеркнуть величие и торжественность архитектуры здания.

Русский зал «Теремок»
«Теремок» — один из залов музея Штиглица — привлекает всех, кто увлекается искусством Древней Руси. Его дизайн воспроизводит атмосферу XVII века благодаря низким сводчатым потолкам и роскошным золотым орнаментам.

Особое место занимает коллекция традиционной крестьянской одежды. Собрать её было непросто, ведь исследователям приходилось объезжать множество губерний. Чтобы облегчить процесс, они посещали ярмарки невест, где можно было найти самые яркие и нарядные национальные костюмы, предназначенные для свадебных церемоний.

Дополняют экспозицию образцы мебели прошлых веков: скамьи, стулья и другие предметы быта.

Особую изюминку интерьеру придают окна, украшенные изразцовыми композициями и витражами. Все эти элементы создают уникальную атмосферу, погружая посетителей в историю русской культуры.

Византийская комната
Византийская комната — это небольшое, но впечатляющее пространство, оформленное в духе церковной архитектуры. Центральным элементом интерьера стал кабинет, выполненный по образцу готического храма, созданного во второй половине XIX века. Чтобы добиться эффекта глубины, мастера использовали сочетание слоновой кости и различных оттенков дерева, а также тонкую гравировку.

Поверхность украшают миниатюрные композиции на сюжеты, взятые из текстов Нового Завета, созданные в период с XVII по XIX век. Каждая деталь проработана с особой тщательностью: мелкие штрихи добавляют изображениям выразительности и реализма.

Внутри кабинета, за открывающимися дверцами, скрывается интерьер, выполненный в технике маркетри. Внутри можно разглядеть имитацию поверхности кирпичной стены, узорчатый паркет и даже роспись, напоминающую живописные своды церкви. Такая кропотливая работа производит неизгладимое впечатление на каждого посетителя.
Зал Медичи
Неподалёку расположено помещение, названное в честь семьи Медичи. Его интерьер включает несколько образцов мебели с тонкой резьбой. Внимание посетителей привлекают бюсты в рельефе, сундуки с резьбой, зеркала в украшенных рамах, а также маленькие шкафчики и раскладной письменный стол из эбенового дерева с гравировкой библейских сюжетов. Эти предметы создают атмосферу изысканности и ощущение исторической значимости.

Также особый интерес представляет массивный буфет, рассматривать который можно часами: его украшают не только сложные декоративные узоры, но и композиция «Сражение Зевса с титанами», выполненная в виде миниатюрных статуй.
Связь с эпохой Медичи подчёркивается уникальным потолком, на котором размещены медальоны с изображениями выдающихся личностей того времени: Папы Льва X, Козимо де’ Медичи, Федериго да Монтефельтро и Леонардо Лоредано. Этот элемент придаёт обстановке торжественность и глубину.
Зал изразцовых печей
В выставочном зале, посвящённом отопительным печам, в музее Академии А. Л. Штиглица собрана экспозиция изразцовых печей XVI–XIX веков, которые были неотъемлемой частью как богатых, так и скромных русских домов. Эти печи выполняли сразу несколько функций: обогревали помещение, служили декоративным элементом интерьера и даже становились поводом для застольных бесед.

Живопись на изразцах нередко содержала сцены, провоцирующие дискуссии или задушевные разговоры. Например, одна плитка могла изображать усердного юношу за работой, а следующая — праздного человека. На одной стороне можно было увидеть портрет женщины в супружестве, а на обратной — юную девушку с надписью «кто меня завлечёт». Подобные контрастные образы давали пищу для размышлений о жизни и нравственности.

Посетители дома изучали подобные художественные сценки, обмениваясь мнениями и эмоциями, которые те пробуждали в душе. Как только разговоры начинали стихать, достаточно было обратить взгляд к очагу — его изразцы всегда предлагали новые поводы для общения. Таким образом, печь превращалась не просто в бытовой предмет, но и в центр культурной и социальной жизни дома.

Как попасть в Академию Штиглица
Попасть в музей А. Л. Штиглица в Санкт-Петербурге можно только в составе организованной экскурсии, предварительно забронировав место. Во время посещения гостям подробно расскажут о процессе обучения в учебном заведении и высшей школе искусства, покажут уникальные приёмы работы местных мастеров и раскроют художественную и техническую ценность представленных экспонатов. Особое внимание уделяется залам, где представлена история развития прикладного дизайна в строгой системе — эти помещения выполняют функцию своего рода музейного учебника.
Профессиональный куратор с образованием искусствоведа проведёт группу по основным залам, включая знаменитый Большой выставочный зал.
Чтобы забронировать билеты, необходимо заранее связаться с администрацией музея по телефону, указанному на официальном сайте. Оплата производится на месте, в кассе музея, непосредственно перед началом обзорной программы. Также можно приобрести экскурсию у частных гидов, смотрите подборку ниже:
Как добраться
Добраться до музея прикладных искусств имени А. Л. Штиглица можно за 15 минут от станций метро "Чернышевская", "Невский проспект", "Гостинный двор". По расстоянию это будет около 1.3 километра. Его адрес: Соляной переулок, 13-15.
- От Чернышевской. Выйдете из метро и направляйтесь в сторону Кирочной улицы, на которой поверните направо. Вы пройдете доходный дом Бака, церковь Анны Анненкирхе, когда увидите сад Дружбы за Литейным проспектом, переходите дорогу и направляйтесь дальше по улице Пестеля. Перед Пантелеймоновской церковью будет находиться здание музея.
- От Невского проспекта. Выйдете на канал Грибоедова и направляйтесь в сторону Спаса на Крови вплоть до набережной реки Мойки, на которой поверните направо и идите до той же Пантелеймоновской церкви. Ваш маршрут будет проходить через сплошные достопримечательности помимо Спаса, это: Дом Зингера, Михайловский сад, Марсово поле, Летний сад, Михайловский замок, Пантелеймоновский мост с Чижиком-Пыжиком.
- От Гостинного двора. Выйдете на Садовую улицу и идите по ней на север мимо Михайловского сада и замка. На набережной реки Мойки поверните направо и пройдите еще около 400 метров до финиша.
Нашли ошибку или неточность в статье? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.