Что вы знаете об истории создания книг и газет с начала 20 века? К примеру, известно ли вам, когда и при каких обстоятельствах появилась первая печатная книга в России, и кого за это надо благодарить? А кто стал создателем первой газеты и для чего она была нужна? Ответы на вопросы можно получить, совершив одно из самых увлекательных путешествий по набережной Мойки. Здесь находится Музей печати, сотрудники которого расскажут удивительные истории, связанные с российским книгоизданием: от его истоков и до наших дней.
История доходного дома Суворина
У каждого старинного здания – свое прошлое и настоящее. Дом на набережной реки Мойки, 32, где сейчас находится Музей истории печати, появлением на свет обязан Петру I. По его приказу в 1723 году был построен двухэтажный особняк, предназначавшийся шуту императорского дворца Луке Частихину.
Через полтора столетия дом перестроили и расширили. Работы по его преображению проводились под руководством зодчего Александра Васильевича Иванова. Перемены коснулись флигелей: угловой достроили до третьего этажа, тот, что во дворе, стал четырехэтажным.
Параллельно шла внутренняя перепланировка. В дизайне интерьера появилась лепнина, которой украсили вестибюль, мозаика – ею покрыли пол. На лестницах установили вошедшие в моду кованые перила.
После реконструкции на цокольном этаже и части первого этажа открылись магазины и мастерские. Два первых этажа отдали под жилые помещения. В них поселились состоятельные петербуржцы, поскольку квартиры стоили невероятно дорого.
В 1905 году роскошное здание купил Алексей Суворин, прославившийся на книгоиздательском поприще. Суворин взял на себя долговые обязательства бывшей домовладелицы. В ту пору талантливый журналист, известный хлесткими фельетонами, работал в знаменитой газете «Сельский вестник», выпускал собственную – «Новое время». Думая о будущем любимого дела, которому посвятил жизнь, Суворин решил заняться постройкой еще одного флигеля. В трехэтажном помещении разместилась типография, издающая газету «Русь».
Однако планы Суворина не осуществились. Долги бывшей хозяйки погасить не удалось. Доходный дом А. А. Суворина пришлось выставить на торги. У здания появился новый владелец – Мария Петровна Гау. Благодаря ей здание на набережной Мойки в начале XX столетия приобрело современный вид. Над его переменами трудился архитектор Борис Яковлевич Зонн. Поклонник модерна преобразил дом. В 1908 году он стал шестиэтажным.
В 1910 году в типографию переехали несколько редакций. Здесь печатались газеты царского правительства и начинался путь «боевых листков», издаваемых эсерами и меньшевиками. Некоторое время типографские работники трудились над газетой «Правда» Владимира Ленина.
В середине 80-х прошлого столетия в помещении появился музей, посвященный вождю пролетариата и его знаменитому детищу. В 1991 году он получил название «Музей печати Санкт-Петербурга».
Экспозиция в Музее печати
Все годы существования Музей истории печати на набережной реки Мойки, который любят жители Северной столицы и ее гости, остается центром культуры, просветительства, образования. В нем три постоянно действующие экспозиции. Первый этаж посвящен биографии музея. Экскурсоводы рассказывают: об истории строительства Доходного дома; о набережной Мойки, начиная с рождения уникального здания до современности; о том, какие издательства находились тут в разные времена. Фотографии первого этажа опубликованы выше, а ниже представлена экспозиция процесса фотосессии для газеты.
На втором этаже, куда посетители поднимаются через парадную, работает выставка «Доходный дом. Музыкальный салон». Здесь много интересной информации, посвященной особенностям планировки здания середины XIX–XX столетий.
С 5 марта по 5 июля 1917 года в этих помещениях одновременно с редакцией газеты «Сельский вестник» работала редакция большевистской газеты «Правда». Она занимала две комнаты. В. И. Ленин, вернувшись в Россию из эмиграции, с 5 апреля 1917 года стал фактическим редактором газеты. «Правда» считается одним из символов большевистского движения. С этим периодическим изданием сотрудничали многие видные деятели большевистской партии и рабочего движения.
В помещении с картиной, на которой изображен В. И. Ленин за работой, воспроизведена обстановка редакционного офиса 1910-х годов: стол главного редактора, конторка, вещи, характеризующие канцелярский обиход начала века.
В октябре 1917 года редакция «Сельского вестника» была закрыта большевиками, и оригинальные предметы не дошли до наших дней. С помощью вещей той эпохи воссоздана обстановка редакции, позволяющая создать впечатление о работе редакторов и издателей газет «Русь», «Сельский вестник» и «Правда».
В остальных помещениях есть все, что позволит ощутить себя участником музыкального вечера – одного из тех, которые проводили состоятельные жители города на Неве.
Здесь есть граммофон, скрипка, а также компактный орган, в виде пианино. Звук из него извлекался благодаря педалям, соединённым с воздушным насосом.
На фото ниже в самом центре комнаты можно заметить клетку с канарейкой. Птичка непростая, она начинает петь после того, как в прорезь основания клетки попадет монетка, причем продолжительность пения зависит от ее веса. Тем самым, устройство служило развлечением для гостей и копилкой для хозяев. Как вы уже догадались, внутри клетки находится такой же механизм, который использовался в шарманках.
В коридоре хранится хорошо детализированный макет доходного дома Суворина, построенный в 60-х годах прошлого века. На нем отчетливо представлены детали внутреннего убранства. Каждое помещение сдавалось в аренду для получении максимальной выгоды. В подвале жили служащие, на чердаке ночевали студенты, а на остальных этажах – состоятельные люди. На внимательное изучение каждого этажа можно потратить около одной минуты.
Квартира проходная и соединяет две парадные, вторая дверь выходит на «черную» лестницу, которой раньше пользовались простолюдины. В наши дни, пройдя через эту парадную, можно попасть соседнюю квартиру, ведущую в цех со старинных печатными станками. В прежние времена типография размещалась на нескольких этажах.
Когда-то в помещении трудились над очередными номерами газет. К сожалению, на протяжении 3-х лет печатных цех закрыт на реставрацию и доступ к станкам недоступен. О сроках завершения работ не знают даже сотрудники музея.
Но в целом, атмосфера работающего пролетариата там сохранена до сих пор. После открытия в экспозиции можно будет увидеть предметы, которые использовали в работе:
- несколько наборных касс;
- столы, на которых размещены наборные кассы с литерами;
- тележку, на которой перевозили типографский набор;
- резальную машину;
- ручной плоскопечатный станок и печатные прессы.
Досуг в Музее Печати
Музей печати в Санкт-Петербурге советуют посетить всем, кому интересна история России. В 2015 году благодаря старинным фотографиям реставраторам удалось воссоздать магазин, действующий когда-то при издательстве «Сельский вестник», с его удивительным интерьером и неповторимой атмосферой.
Сейчас в книжном магазине, который работает при музее, постоянно организовывают тематические вечера с участием литераторов, журналистов, музыкантов, живописцев. Здесь можно купить книги, которые рассказывают о типографском деле. Есть раритетные издания, им рады книголюбы.
Музей российской печати – это не только экскурсии и встречи с интересными людьми. Здесь регулярно проводят мастер-классы, в которых с удовольствием участвуют и дети, и взрослые. В процессе работы они узнают немало интересного об отечественном книгопечатании. На действующих экспонатах гости музея своими руками изготавливают записные книжки, буклеты, учатся переплетать книги.
Как добраться
Музей истории печати Санкт-Петербурга находится на набережной реки Мойки между Певческим и Зеленым мостами. От ближайших станций метро «Невский проспект» и «Адмиралтейская» по времени идти примерно одинаково.
- Адмиралтейская (~7 минут) – после выхода из вестибюля нужно дойти до Невского проспекта, на котором нужно повернуть направо и идти до набережной реки Мойки. За Зеленым мостом повернуть налево и вдоль Мойки пройти еще 250 метров.
- Невский проспект, Гостинный двор (~7 минут) – с Гостинного двора проще всего перейти на Невский проспект в переходе между станциями, а затем подняться по эскалатору, ведущему на набережную канала Грибоедова. Уже на поверхности лучше всего идти вдоль Невского проспекта мимо Казанского собора и дома компании Зингер до набережной реки Мойки, на которой повернуть в противоположную сторону от Строгановского дворца и пройти все тех же 250 метров.
Нашли ошибку или неточность в статье? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.
А в музее печати книги тоже выполнены путем реставрации или есть родные издания 18 века? Если да, то каким образом они сохранились до нашего времени? Хотелось бы узнать ответ на данный вопрос.
Все бумажные экспозиции в воссозданных комнатах оригинальные. Гид нам их показывал вблизи, было хорошо заметно, что издания потрепаны временем.