Ростральные колонны – оригинальная достопримечательность Стрелки Васильевского острова в Санкт-Петербурге. Находящиеся по разные стороны Биржевого сквера два сооружения разделяет 200 метров. Ростральные колонны символизируют победы военно-морского флота России.
Этимология названия колонн
Ростральные колонны называются так потому, что их этимология происходит от латинского слова «rostrum». Так в старинных военных кораблях именовался напоминающий клюв хищной птицы подводный таран с медным наконечником ниже ватерлинии в носовой части. Такой таран обычно имел форму трезубца, и предназначался для нанесения механических повреждений неприятельским судам.
Ограничителем механического воздействия основного тарана служил вспомогательный, находившийся по соседству. Он изготавливался в форме головы животного. Расширительно рострой назывался оснащённый тараном весь корабельный нос.
В древнем Риме снятые с вражеских кораблей ростры считались военными трофеями. Победители устанавливали их на заметных объектах города, придавая им триумфальную функцию символа морской доблести.
История создания
История создания Ростральных колонн восходит к началу XIX в. В то время городской порт находился именно на Стрелке. Она же была местом дислокации портовой инфраструктуры, а также биржевого и таможенного зданий. Вход в тогдашний петербургский порт было решено украсить памятником морской мощи России.
Мемориалом должны были стать две Ростральные колонны по обе стороны Васильевского острова. Они были воздвигнуты в 1805–10 гг.
Проект под пристальным наблюдением Академии художеств разработал трудившийся в России французский специалист Жан Тома де Томон, утверждённый как архитектор Ростральных колонн. Он представил несколько эскизов, из которых, в результате обсуждений, остался лучший.
Активное участие в строительстве принял известный русский каменотёс Самсон Суханов, которого по праву можно считать соавтором. С медными элементами конструкции также работали русские мастера. Аллегорические скульптуры у подножий колонн изваяли Жозеф Камберлен и Жак Тибо. На самой вершине устроили смотровую площадку с чашей, в которой горело конопляное масло или смола. Огненный столб от горения не только освещал местность: на головы проходящих мимо иногда попадали брызги раскаленной жидкости.
Введённые в эксплуатацию в 1815 г. колонны выполняли функцию противотуманных и ночных фонарей до 1885 г. Они также помогали ориентироваться подходящим к порту судам. В 1896 г. фонари стали электрическими. Прогресс, однако, обернулся неподъёмными для города затратами на электричество. При первой возможности, в 1957 г. фонари стали гораздо более экономными газовыми.
Реконструкции в разные годы
Ростральные колонны на Васильевском острове на протяжении своей более чем двухвековой истории неоднократно реставрировались, причём на разном профессиональном уровне.
Обследование, проведённое перед реставрацией 1928 г., выявило на скульптурах колонн многочисленные наслоения гипса, цемента и краски, видимо, оставшиеся от предшествовавшего ремонта. Выяснилось, что и поверхность колонн «латали» другим материалом, который скрывали под краской. А железные штыри, скрепляющие элементы конструкций, полностью проржавели.
Как ни странно, последовавшее после обследования восстановление вновь было произведено некачественно. В следующую, послевоенную, реставрацию 1947-48 гг. всего лишь восстановили некоторые элементы скульптур и заменили смотровые площадки на колоннах. Из-за отсутствия должного ухода, в конце XX в. скульптуры находились в аварийном состоянии.
Первая полноценная масштабная реконструкция была осуществлена в 1997-98 гг., с руководящим участием сотрудников Эрмитажа. С изваяний убрали чужеродные элементы, скульптуры тщательно почистили и помыли. Затем их покрыли предохраняющим от внешних воздействий раствором, состав которого был специально разработан для защиты пудостского камня. Железные скрепляющие штыри заменили на керамические корундовые, хорошо противостоящие атмосферному влиянию.
Для устранения сколов и трещин скульптур и крепления отсутствующих элементов реставраторы воспользовались составом из извести и мраморной крошки, близким текстуре пудостского камня. В итоге нынешнее состояние достопримечательности перестало внушать опасения за её дальнейшую судьбу.
Особенности композиции
Ростральные колонны, высотой по 32 метра, видны издалека. Колонны ориентированы на рукава дельты Невы: Южная находится в районе Большой Невы, а северная –Малой.
Носы кораблей на обеих Ростральных колоннах закреплены в четырёх симметричных рядах, на одинаковом расстоянии друг от друга.
Самая массивная нижняя пара ростр изображает речное божество – нимфу. Во второй снизу паре угадываются крокодил, морские коньки и рыбы. Вторая сверху пара представляет водяного, а самая верхняя – морских коньков. Между рострами находятся рельефные изображения якорей.
Скульптуры у подножия колонн
У подножия каждой из Ростральных колонн находятся по две скульптуры – мужская и женская. Создавшие их скульпторы говорили об аллегориях моря и коммерции. Невзирая на это, преобладает мнение, что изображены аллегории российских рек. А реки на Ростральных колоннах таковы: Нева с Волховом у южной колонны (недалеко от Дворцового моста), и Волга с Днепром – у северной (вблизи Биржевого моста).
Нева представлена сидящей женщиной в хитоне, с руками, положенными на весло и якорь. Изображающий Волхов мужчина также сидит. В правой руке у него весло.
Аллегория Волги представляет собой изваяние сидящей женщины в хитоне, держащей рог изобилия в руке. Днепр – бородатый мужчина, держащий кувшин с льющейся из него водой. Другой рукой он опирается на весло.
А городской фольклор видит в статуях на Ростральных колоннах мифических старожилов острова – рыбака Василия с женой Василисой, которые здесь жили еще до того, как на их землю вступила нога будущего императора Петра I. Бытует легенда, что Васильевский остров назвали в честь этой парочки.
Первоначально предполагалось, что изваяния будут бронзовыми. Но конечный выбор был сделан в пользу популярного местного строительного материала – известняка, добывающегося в посёлке Пудость Гатчинского района. Легко поддающийся первоначальной обработке, он затем быстро твердеет на воздухе. Известняк прочен и имеет желтовато-серый оттенок, эффектно контрастирующий с красновато-охристыми колоннами и серыми гранитными блоками. В то же время материал не допускает тщательной проработки мелких деталей, и не очень стоек к внешним воздействиям.
Ростральные колонны внутри
Внутри полых колонн установлены винтовые лестницы, которые выводят на смотровую площадку, где на металлической конструкции установлены газовые горелки. Огонь на Ростральных колоннах сейчас зажигают лишь в самых торжественных случаях. Высота столба газового факела составляет около 7-ми метров.
Когда зажигают Ростральные колонны
К 250-летию Ленинграда и по сей день Ростральные колонны в Санкт-Петербурге зажигают только во время проведения торжественных праздников – это около 7 раз в год, а именно:
- с 31 на 1 января во время празднования Нового года;
- 27 января в праздник, посвященный полному снятию блокады Ленинграда;
- 23 февраля во время проведения дня Защитника отечества;
- 9 мая в день великой Победы над фашисткой Германией;
- 27 мая на день рождения Санкт-Петербурга;
- в конце июня во время празднования «Алых Парусов»;
- в конце июля в день военно-морского флота России.
Ростральные колонны могут зажечь и в другие даты. Например, после победы российской команды в международных спортивных соревнованиях.
Интересные факты
- Ростральные колонны города строились параллельно со зданием Биржи, составившим единый архитектурный ансамбль с ними.
- Мужская фигура (Днепра) у подножия северной колонны (см. выше) существенно отличается от других хорошо переданной скульптором динамичностью. Она была создана Камберленом в единственном экземпляре: три другие скульптуры принадлежали Тибо.
- Ростральные колонны как яркая достопримечательность запечатлены на российских бумажных деньгах. Это – 50-тысячная купюра выпуска 1995 года и 50-рублёвая 1997 г.
- В 2011 г. двери Ростральных колонн дважды взламывались злоумышленниками (возможно, одним и тем же). В первый раз это произошло в июне, а в августе проникший внутрь даже поднялся наверх и зажёг газовую горелку. Естественно, что это не осталось незамеченным: вызванная аварийная бригада оперативно потушила огонь.
- Некоторые плохо информированные туристы называют колонны «Растреллиевскими», ошибочно связывая их с архитектором Зимнего дворца Бартоломео Расстрелли.
- Вопреки расхожему мнению, ростральные колонны неправомерно называть маяками. Таковыми принято называть сооружения на морских, а не речных, берегах.
- Ростральные колонны – непременный атрибут петербургских экскурсий. Тем более, что недалеко расположены другие достопримечательности. Напротив находится Петропавловская крепость, правее – Эрмитаж, позади – Биржа и Кунсткамера.
Как добраться
Ростральные колонны находятся на Стрелке Васильевского острова в аккурат между Биржевым и Дворцовым мостами. Добраться до них за 20 минут можно разве что с двух станций метро: Адмиралтейская и Спортивная-2.
- Адмиралтейская (~16 минут) – после того, как двери вестибюля окажутся за вашей спиной, выйдите на Невский проспект, слева от вас будет стоять «чернющий» доходный дом Вавельберга. На пересечении Невского и Дворцового проезда поверните направо и, минуя Александровский сад и Зимний дворец, двигайтесь в сторону Дворцового моста, ведущего к подножью Ростральных колонн.
- Спортивная-2 (~17 минут) – вестибюль этой станции подземный, и имеет 5 выходов на поверхность, вам больше всего подходят лестницы 1 и 5, расположенные ниже Тучкова моста (если смотреть на карту). Поднявшись по лестницам, продолжайте маршрут вдоль набережной Макарова до здания Биржи. Напротив него есть довольно широкий пешеходный переход. В вашем случае это единственный вариант попасть на Стрелку Васильевского острова.
Нашли ошибку или неточность в статье? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.
Во время празднования "Алых Парусов", когда я была в Питере в том году, мне удалось посмотреть на зажженные Ростральные колонны, а дальше был Эрмитаж, Петропавловская крепость и Кунсткамера. Эти колонны - это нечто. Ощущаешь величие и связь веков, смотря на них. Кстати, не путайте их с маяками. В итоге - это был незабываемый отпуск. Город, в который хочется возвращаться...
Всегда восхищалась архитектурой Петербурга, но ростральные колонны стали для меня открытием. Все-таки изначально они использовались для освещения, а потом уже стали символом военно-морского флота.
Любовался зажженными ростральными колоннами на день города. Великолепное зрелище! Действительно ощущаешь всю мощь нашего флота и причастность к великим победам!