Логотип сайта 'Путешествие по Санкт-Петербургу'

Ссылка на страницу:

trip-spb.ru/volodarskij-most/

Володарский мост - образец конструктивизма и чудо инженерии

В Санкт-Петербурге возведено 342 моста, и каждый из них имеет свою интересную историю. Особенно выделяется Володарский мост – первый мост Советского союза и чудо отечественного мостостроения. Возведение новой переправы началось в 1932 году, и уже 7 ноября 1936, в годовщину Октябрьской революции, провели торжественное церемонию открытия. Передовую конструкцию разработал Григорий Передерий, выдающийся инженер и мостостроитель СССР.

История возведения

Володарский мост в Санкт-Петербурге стал первой разводной переправой, возведенной над Невой во времена СССР – это образец конструктивизма и чудо советской инженерии. В планах застройки Ленинграда значилась дальнейшая урбанизация юго-восточных районов. Особенно важным пунктом плана стало возведение новых переправ.

Володарский мост задумывался как составная часть центральной дуговой магистрали, проходящей от бывшего проспекта имени Сталина (сейчас Московский проспект) к правобережным районам Ленинграда. Отдельно Володарский мост построили для объединения Ивановской и Народной улиц. В Великую Отечественную мост сыграл особое значение: через него перебрасывали подвижный состав на другой берег Невы.

Володарский мост во времена СССР
Володарский мост во времена СССР

Инженеры утвердили проект трёхпролетного моста с двумя постоянными железобетонными пролётами. Совместно с Г. П. Передерием, проектом занимались инженер по разводным пролётам В. И. Крыжановский и архитектор К. М. Дмитриев. Над проектом также работал известный архитектор А. С. Никольский.

Было принято решение сконструировать центральный двукрылый разводной пролёт в 43 метра длиной. Боковые пролёты Володарского моста сделали длиннее: их протянули на 100 метров. Первоначально, в целях экономии металла, арки Володарского моста возвели из железобетона.

Володарский мост построен с применением уникальных для того времени инженерных решений. Внедрение новых технологий в строительство и проектирование инициировал сам Григорий Петрович Передерий. Он продумал конструкцию гибких арок с жесткими затяжками, протягивающимися на два пролёта сразу. В поперечном сечении каждый пролёт состоял из двух арок. К месту строительства их привозили на специально разработанных понтонах.

Транспортировка арок Володарского моста
Транспортировка арок Володарского моста к месту постройки

Опоры Володарского моста в Санкт-Петербурге тоже стали инновационными для своего времени. Впервые в практике мостостроения для большей прочности использовали трубчатую арматуру – стальные трубы, залитые внутри бетоном. Каждая деталь весила больше 4000 тонн. Вдобавок, инженеры отказались от вертикальных связей между арками, что визуально сделало переправу более необычной. Пологие арки добавили общей легкости конструкции.

Также при строительстве Володарского моста был задействован другой инновационный для 1930-х годов подход – разводные пролёты перекрывались фермами, которые приваривали непосредственно на месте. Из-за глубоководности Невы и активного судоходства все детали бетонировались на берегу.

Временный мост на время реконструкции Володарского
Временный мост на время реконструкции Володарского

На мосту установили дополнительные ограждения и украшения. Пешеходную часть от проезжей отделили балюстрадами. Изначально каждый въезд украсили обелисками из гранита, а к мосту с каждой стороны пристроили лестничные спуски с гранитным парапетом. Площадки подходов к мосту также оградили таким парапетом.

Реконструкции и переход к современному облику

По мосту можно переправиться не только пешком или на машине – через Володарский мост ходят трамваи. Трамвайную эстакаду проложили по левому берегу ещё в 30-х годах, но в 2012 году линию реконструировали. Со временем прогиб арок увеличивался, конструкция снашивалась. Поэтому в 1986 году старый Володарский мост был практически полностью разобран и заменен на новую металлическую версию. Новый проект принадлежит архитектору Ю. И. Синице.

Володарский мост в Санкт-Петербурге

Причиной для масштабной реконструкции и перестройки моста стало повреждение разводного механизма – в 1985 году его зацепил плавучий док. В процессе реконструкции Володарского моста в Санкт-Петербурге было принято решение сохранить лишь исходные опоры, которые всё же упрочили и расширили. Опоры подняли на четыре метра, и теперь для многих кораблей не нужно разводить мост. Чтобы увеличить пропускную способность, к нему пристроили ещё два боковых пролёта, увеличивая общее количество до пяти. Арки же полностью заменили на металлические с ездой поверху. Разводной механизм заменили на новый, однокрылый.

Володарский мост в Санкт-Петербурге

Ремонт Володарского моста дополнительно осуществлялся в 2003 и в 2008 годах. В последнюю реконструкцию упрочили металлоконструкции пролётов. В 2017 году к мосту подключили художественную подсветку. Произошло это в конце декабря, и событие приурочили к празднованию Нового года. Ранее он оставался последним большим мостом через Неву без светодиодной подсветки. Сейчас мост освещает белая контурная подсветка с повышенной виброустойчивостью. Подсветка создана с применением специальной оптики, чтобы свет не ослеплял водителей и курсирующие суда.

Володарский мост в Санкт-Петербурге Володарский мост в Санкт-Петербурге

Памятник у Володарского моста

Поскольку первый памятник В. Володарскому был взорван контрреволюционерами, за вместо него большевики решили возвести новый. Проектирование бронзового революционера доверили советскому скульптору Матвею Генриховичу Манизеру. И в 1925 году готовый памятник высотой 7.5 метров был установлен возле Володарского моста. На нем революционер завершает свою речь и, удерживая пальто левой рукой, идет к людям.

Памятник В. Володарскому в Санкт-Петербурге

Судьба ферм Володарского моста

После реконструкции 1988 года заброшенные арки Володарского моста переместили выше по Неве, установив их на берегу возле деревни Новосаратовка. В 2017 году старые арочные фермы выставили на аукцион. Торги начали с одного рубля. Обязательным условием для приобретения стал самовывоз ферм. В итоге, конструкции ещё никуда не увезли. За сто тысяч рублей их приобрел житель Новосаратовки. Новый владелец намеревается отгородить и облагородить территорию для предполагаемого яхт-клуба.

Бывшие фермы Володарского моста в Санкт-Петербурге

Пока этого не произошло, и на фермы можно взглянуть любителям истории. Тем не менее, пройти к ним не просто: конструкции расположены в частном секторе. Лучше всего останки старого моста просматриваются с воды. Если же вы хотите подобраться поближе, то со стороны Невы доступ открыт лишь в одной точке с координатами: 59.8376, 30.5494. От неё к фермам ещё идти примерно 500 метров по крутому и глинистому берегу. Придётся запастись терпением и подходящей обувью.

Бывшие фермы Володарского моста в Санкт-Петербурге

Этимология названия

История Володарского моста в Санкт-Петербурге во многом уникальна. Не менее интересно и его название. Мост ни разу за всю его историю не переименовали. Он был возведен при советской власти, поэтому изначально получил название, соответствующее советским канонам. Володарский мост назван в честь революционера и политического деятеля В. Володарского, и даже после распада СССР за ним сохранили первоначальное название.

В. Володарский
В. Володарский (Моисей Маркович Гольдштейн)

При этом никто, даже коренные петербуржцы, не расшифруют вам эту самую В. перед фамилией Володарский, потому что всё имя является политическим псевдонимом. Настоящее имя революционера и поборника профсоюзного движения – Моисей Маркович Гольдштейн. В 1918 году на него было совершено покушение рядом с местом возведения будущего моста. В память о поборнике коммунизма там же был возведен памятник, впоследствии взорванный контрреволюционерами. Поэтому было принято решение оставить память о В. Володарском иным способом – назвать в его честь новую переправу. В СМИ часто говорится о возможном переименовании моста в «Российский», но пока переправа сохраняет своё первоначальное название.

Первоначальный памятник В. Володарскому
Первоначальный памятник В. Володарскому в виде столба

Развод Володарского моста

Володарский мост разводят в сезон навигации больших сухогрузов – с конца апреля до начала декабря. За одну ночь в период навигации по Неве может пройти до пятидесяти судов. Благодаря современным технологиям процесс занимает не больше 2 минут.

Петербуржцы иногда с иронией отзываются о переправе как о «Последней надежде». Такое прозвище закрепилось за Володарским мостом по причине того, что он за ночь разводится дважды: 02:00 – 03:45 и 04:15 – 5:45 (на всякий случай стоит посмотреть актуальное время развода на официальном сайте). Поэтому у желающих есть пол часа, чтобы перебраться на другой берег Невы до следующего развода Володарского моста.

Развод Володарского моста в Санкт-Петербурге

Как добраться

Володарский мост в Санкт-Петербурге соединяет Народную и Ивановскую улицы. От ближайшей станции метро Ломоносовской переправа находится на расстоянии чуть больше полукилометра, поэтому дорога пешком займет около 8 минут.

С противоположной стороны берега можно добраться со станции метро Дыбенко. Правда расстояние до моста слишком больше для пешей прогулки (4.5 км), поэтому лучше всего добраться на общественном транспорте: автобусы № 140, 97; троллейбусы № 14, 27, 28; маршрутки К-97, К-239, К-385, К-388, К-401. Учтите, что в часы пик на Народной улице обычно наблюдаются сильные пробки, и время в пути на автобусе может совпадать со временем пешей прогулки.

Нашли ошибку или неточность в статье? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Ошибки в тексте
Подписаться
Уведомить о
guest
10 Комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые отзывы
Посмотреть все комментарии
Лариса
Лариса
Гость
5 января

Удивительный мост, сколько раз была в Питере, а все равно всегда поражаюсь как он раздвигается.

Антон
Антон
Гость
Ответ для  Лариса
17 марта

В Питере действительно очень много мостов и каждый из них с историей. Я тоже много раз был в Петербурге, но до Володарского моста до этого дня никогда не добирался. Так что читаю статью, стоя у самого моста, и действительно поражен колоссальной работой, которую проделали инженеры и строители. А самое интересное для меня, это то, что это мост "Последней надежды", круто, что у гулен, подобных мне, есть шанс!

Алексей
Алексей
Гость
12 января

Никогда бы не подумал, что история этого моста будет настолько насыщенной. Я хоть и знал некоторые исторические факты, но не настолько. Вживую разведение моста выглядит намного эффектнее, чем смотреть на тех же фотографиях. Представляю насколько сложно было возводить это техническое сооружение и сколько потребовалось человеческого труда на весь этот процесс.

Елена Фоминова
Елена Фоминова
Гость
Ответ для  Алексей
6 июля

Действительно, я с вами полностью согласна ! Архитектура и в частности мостостроение в Питере это отдельное искусство. Нужно поклонится в пол людям которые до сих под поддерживают его технические функции в первозданном виде. А вот, что касается его переименования я категорически против. Володарский мост это не только история. но и визитная карточка города, а мост «Российский» совершенно безликое название ни к чему не привязанное.

Ирина
Ирина
Гость
26 апреля

Вот так век живи - век учись. Сколько гуляла по этому мосту н когда не задумывалась о том, что здесь таиться целая история. Первый мост в СССР. Это какая гордость для нашего города. Раньше все делали на совесть и качество. Такие конструкции выдержали и ещё просуществует много десятков лет. Конечно, благодаря некоторым реставрациям и ремонтам. Развод моста - это вообще таинство. Хоть и это и происходит по некоторым технологически процессам, облегчая проход суднам. Но для нас, простых граждан, это неописуемая красота. Я даже родственникам из Омска показывала этот мост и как он расходится. Все были поражены.

Светлана
Светлана
Гость
Ответ для  Ирина
8 ноября

Вот и меня к этому мосту привели родственники, когда я у них гостила. Я впервые видела развод мостов вживую, это захватывающее зрелище. Вернувшись домой в Краснодар, стала искать в интернете информацию о Володарском мосте и наткнулась на эту статью. Почерпнула много для себя нового.

Евгений
Евгений
Гость
19 августа

Уникальный мост разумеется, это как отличный памятник и архитекторы здесь постарались, идея замечательная!

Нина
Нина
Гость
28 августа

Была в Питере и специально брала экскурсию по мостам. Все они восхитительны и Володарский конечно производит огромное впечатление в момент развода. Мне, кстати, хватило сил пойти посмотреть на старые фермы, оставшиеся от моста, люблю всякие такие забытые объекты. От души пофотались, супер!

Виктория
Виктория
Гость
30 ноября

В Питере бываю редко, но на Володарский мост всегда обращаю внимание. Поражает богатая история строительства конструкции, раньше даже не догадывалась, сколько труда было вложено.

Антон
Антон
Гость
22 декабря

В питере всё интересно, мосты конечно занимают отдельное место. Сколько не смотрел на эти мосты и всегда хочется смотреть снова и снова и восхищаться чудом творени инженерной мысли. Сооружение такое конечно очень сложное, но как говорится глаза бояться а руки делают.