Зелёный мост связывает два острова в центре Санкт-Петербурга – Казанский и Второй Адмиралтейский. Это один из четырех цветных переправ через реку Мойку.
История
История Зелёного моста начинается в 20-х годах XVIII века. Тогда на этом месте располагалась граница города, через которую была проложена деревянная переправа. Рядом были воздвигнуты Мытный и Гостиный дворы для взимания проездных налогов и размещения путешественников. В 30-х годах того же столетия мост покрасили и назвали Зелёным согласно цвету окраски.
В 1777 г. вместо деревянного появился балочный трёхпролётный мост с каменными опорами. Тогда же его решили переименовать в Полицейский: недалеко располагались дом начальника полиции и одно из её управлений.
В 1806 г. каменный мост разобрали и заменили однопролётным чугунным. Проект подготовил шотландский инженер Вильям Гесте, работавший в России.
В основе пролётного строения был свод, составленный из 126 соединённых болтами тюбингов. Они располагались в 14 рядов, в каждом из которых насчитывалось по 9 тюбингов. Гранитные пешеходные тротуары ограждались от проезжей части каменными парапетами с металлическими прутьями. Въезды были декорированы гранитными обелисками с золочёными шарами.
Чугунное литьё придало визуальную лёгкость сооружению. Проект Зеленого моста через Мойку оказался чрезвычайно удачным: его в дальнейшем использовали для постройки свыше десятка других переправ.
В 1842 г. встал вопрос расширения проезжей части. С этой целью пешеходные проходы вынесли на специально добавленные металлические опорные конструкции. Относительно массивные гранитные обелиски на въездах заменили более компактными чугунными фонарными столбами. А спустя два года покрытие мостовой стало асфальтовым.
В 1906-08 гг., в связи с прокладкой трамвайных рельсов по Невскому проспекту, сооружение подверглось масштабной реконструкции. Оно обзавелось мощным свайным основанием, что позволило расширить его опоры и пролёт. Вместо бесшарнирного свода появилась более прочная двухшарнирная арка. Снова изменились средства освещения: ими стали позолоченные железные канделябры с шестиугольными фонарями. Мостовые фасады были декорированы орнаментами.
После революции Полицейский мост стали называть Народным. В советский период он периодически ремонтировался. В частности, в 1951 г., после демонтажа трамвайных путей, были восстановлены фонари и позолота.
В 1998 г. мосту возвращено историческое имя – Зелёный. Исследования сооружения, проведённые уже в нашем веке, выявили необходимость новой масштабной реконструкции, которая и была осуществлена в 2019-20 гг. В неё вошло и укрепление устья Мойки. При этом движение по Зелёному мосту на Невском проспекте не прерывалось.
Описание
Нынешний внешний вид моста сохранился почти неизменным с середины XIX в.
Длина и ширина моста практически одинаковы – около 40 м. Материал однопролётного сооружения – чугун, форма – арочная. Чугунный пролёт – совокупность 24-х рядов двухшарнирных арочных конструкций. Каждая из них содержит семь чугунных тюбингов, соединяемых болтами не только между собой, но и с соседними тюбингами. Над чугунным сводом закреплён другой – монолитный железобетонный. Он берёт на себя основную нагрузку.
Проезжая часть состоит из восьми полос с асфальтобетонным покрытием. Тротуары отделены от неё гранитным бордюром и металлическим ограждением с гранитными тумбами.
Со стороны Мойки пешеходная часть моста ограждена чугунными перилами с интересным орнаментом.
С четырех сторон переправу освещают декоративные фонарные столбы с шестиугольными светильниками.
С Зелёного моста открываются впечатляющие панорамы на историческую архитектуру Санкт-Петербурга, а также Красный и Певческий мосты.
Мосты рядом
Помимо Зеленого моста через Мойку, существуют еще Синий, Красный и Желтый (сейчас – Певческий, назван так по причине соседства с Певческой капеллой). Все эти колоритные переправы в народе называют «цветными мостами».
Желтый мост находится выше по течению реки Мойки, а Красный мост – ниже. Следом за ним «идет» Синий мост, являющийся самым широким в Санкт-Петербурге. Он входит в ансамбль Исаакиевской площади.
Менее, чем в полукилометре (по Невскому проспекту) от Зелёного можно увидеть Казанский мост. Именно от него стартуют многочисленные экскурсионные теплоходы, катера и лодки.
Интересные факты
- В первой четверти XVIII в. по Зелёному мосту в Санкт-Петербурге проходила городская граница, и со всех въезжающих взималась подать на пропускном посту.
- В сентябре 1859 года в столицу России прибыла датская принцесса Дагмара. Для встречи будущей жены российского императора собралось много народу на Полицейском мосту. Его перила обрушились под тяжестью опиравшихся на них людей и, многие оказались в Мойке. К счастью, никто не погиб.
- Куда более трагичным было «Кровавое воскресенье» 1905 г. Выстрелы по мирной демонстрации, собравшейся на набережной Мойки, производились и с Полицейского моста.
- Зелёный мост стал первым чугунным в городе. Здесь же появилась первая асфальтовая дорога.
- Зелёный мост через реку Мойку имеет статус объекта культурного наследия федерального уровня.
Нашли ошибку или неточность в статье? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.
Помню приезжал на выходные в Санкт-Петербург в 2019 году, мы были на экскурсии с гидом, проезжали и этот мост, но про него гид как-то вскользь упомянул, во всяком случае никаких подробностей, а я еще тогда внимание на него обратил, уж очень выделяется на общем фоне исторического центра Петербурга. Как много мы оказывается не знаем, как говориться "век живи-век учись".