Благовещенский мост между Васильевским и 2-м Адмиралтейским островами, – первая постоянная разводная переправа Санкт-Петербурга.
История
История Благовещенского моста восходит к середине XIX в. Тогда в столице ещё не было стационарных мостов. Переправы через Неву были наплавными (плашкоутными), каким, например, был Дворцовый мост. Деревянные балки-плашкоуты крепились ко дну или к береговым конструкциям, и периодически вытаскивались из воды для прохода судов.
Развитие технологий мостостроения в мире и России не стояло на месте. Постепенно стоимость несравнимо более удобных постоянных мостов приблизилась к приемлемой для городского бюджета столицы. Это обстоятельство позволило перевести проектирование стационарных переправ в практическую плоскость.
Строительство и открытие моста
В 1842 г. известный российский инженер Станислав Кербедз спроектировал первый стационарный мост через Большую Неву, достигавший Васильевского острова. После высочайшего одобрения проекта со следующего года стартовало строительство, на которое отводилось четыре года.
В реальности на возведение моста с проектным названием «Невский» потребовалось почти вдвое большее время. В работах были задействованы полторы тысячи тысяч человек. Строительное оборудование и многие компоненты конструкции были доставлены из-за рубежа.
Много времени потребовало надёжное закрепление деревянных свай ко дну полноводной реки с быстрым течением. Подводные работы велись внутри водолазных колоколов (ведь скафандров ещё не существовало). Гранитные береговые устои закрепили на 10-метровой глубине.
На момент открытия Благовещенский мост в Санкт-Петербурге стал самым протяжённым на европейском континенте, достигая практически 300 м. Его ширина составляла 20,3 м, распределяясь между транспортной частью в 13,87 м, и двумя боковыми тротуарами шириной по 3,2 м. На постройку было истрачено около 4,4 млн. руб.
Конструкция переправы была восьмипролётной. Единственный разводимый пролёт располагался на правом берегу Невы. Разводка двух крыльев моста производилась горизонтально, параллельно водной поверхности, и продолжалась 40 минут.
На открытии моста в 1850 г. первым по нему пешком прошёл Николай I с семьёй и свитой. Дойдя до середины сооружения, довольный император остановился и расцеловал сопровождавшего его Кербедза.
В 1863 г. на переправе уложили рельсы конно-железной дороги. А в 1907 г. по объекту началось трамвайное движение.
Этимология названия и переименования моста
Этимология названия Благовещенского моста происходит от одноимённой площади. На ней предполагалось построить церковь с таким же именем в едином ансамбле с переправой. На практике ограничились часовней Николая Чудотворца рядом с разводным пролётом. В 1930 г. её снесли, намереваясь построить мемориал революционного героя лейтенанта Шмидта.
Благовещенский мост назывался по-разному согласно историческим эпохам:
- В 1855 г., после кончины Николая I, переправу стали называть Николаевским мостом.
- В 1905 г. на крейсере «Очаков» произошло известное восстание, возглавленное лейтенантом Петром Шмидтом, позже казнённым. В 1918 г. переправа обрела новое название – мост Лейтенанта Шмидта.
Спустя столетие, в 2007 г., по окончании масштабной реконструкции, переправе возвратили историческое имя.
Реконструкция моста в 1930-х
К 30-м годам XX в. сооружение морально устарело. Размером разводимого пролёта он уступал другим петербургским переправам. Дополнительное неудобство создавало его боковое расположение (рядом с правым берегом). Эти обстоятельства сильно затрудняли проход становящихся всё более многочисленными крупнотоннажных морских судов. Ситуацию усугубляла нарастающая деформация правого устоя, приводившая к неполадкам механизмов развода. Приходилась использовать буксиры.
В 1936–38 гг. мост Лейтенанта Шмидта был основательно реконструирован по проекту инженера Григория Передерия, став балочным. Всё это время движение городского транспорта производилась по соседним переправам.
Прежний разводной пролёт стал неподвижным, передав свою функцию одному из средних пролётов. Новое металлическое пролётное соединение с неподвижной осью вращения имело жёстко прикреплённые противовесы. При перестройке моста применялись передовые технические решения – электросварка и подводное бетонирование. Конструкции и механизмы моста изготавливались на местном Кировском заводе.
После реконструкции длина переправы увеличилась до 331 м при ширине 24 м. Транспортная часть была расширена до 18 м. Масса нового пролётного строения составила 2400 тонн. Разводка среднего пролёта осуществлялась электромеханическим приводом всего за 55 секунд. В средней части моста установили таблички с именами его строителей. Появилась также мемориальная доска Петру Шмидту.
В 1975–76 гг. ХХ столетия был проведён ремонт Благовещенского моста, в рамках которого демонтировали деревянный настил разводимого пролёта. Вместо него появился металлический.
В 1990 г. перила, фонари и павильоны моста получили охранный статус объекта культурного наследия России.
Реконструкция моста в 2000-х
Очередная реконструкция моста производилась уже в нашем столетии. К этому времени в среде архитекторов и инженеров возобладало мнение о том, что предыдущая реконструкция переправы в балочный мост внесла диссонанс в историческую застройку центра города. Поэтому, наряду с техническими усовершенствованиями, преследовалась цель максимально восстановить оригинальный внешний вид моста.
Исторический облик переправы был восстановлен с одновременной технической модернизацией. Полная длина Благовещенского моста составила почти 356 м, а ширина моста с 24 м была доведена до 38 м. Ширина проезжей части увеличилась до 30 м с восемью полосами транспортного движения. С переправы были убраны трамвайные линии.
Увеличились вес и ширина разводного пролёта, в связи с чем увеличилась и нагрузка на опоры. Для её компенсации крылья моста были поставлены на концы боковых пролётов. В результате с разводимого пролёта удалось снять часть его веса, и избежать перестройки его опор.
Применение свинцовых блоков как противовесов стало новым словом в мостостроении. Подъём крыльев разводимого пролёта производился гидравлическими домкратами. Время развода Благовещенского моста осталось прежним – не более минуты.
Парадоксально, но проведённое исследование фундаментных опор подтвердило их рабочее состояние: поэтому их не тронули.
График развода Благовещенского моста
Благовещенский мост разводится в сезон навигации сухогрузов (примерно с апреля по ноябрь) два раза за ночь с небольшим перерывом, во время которого можно беспрепятственно попасть с одной стороны острова на другую.
График развода обновляется ежегодно, но в течение текущего года обычно остается неизменным, а конкретно: с 01:25 по 02:45 и с 03:10 по 05:00. Любые изменения в графике развода оперативно публикуются на странице официального сайта «Мостотрест».
Лучшее место для наблюдения развода моста
Наблюдать за разводом Благовещенского моста предпочтительней с Английской или Университетской набережной города. С них просматривается вся конструкция моста и устье Невы, а также хорошо видна вся красота Дворцового моста.
Наиболее впечатляет сочетание мощных конструкций моста и его изящной отделки в период «белых ночей» (конец мая – начало июня).
Мифы и легенды
Согласно бытовавшей легенде, император обещал автору проекта Благовещенского моста повышение в инженерном чине за каждый из пролётов сооружения. Совсем анекдотичными выглядели разговоры о прямой связи с этим обещанием именно восьмипролётной конструкции объекта.
В действительности Станислав Кербедз имел звание майора Корпуса инженеров путей сообщения. С началом строительства объекта в 1843 г. он был произведён в подполковники, а по окончании, в 1850 г. – в полковники, а затем и в генерал-майоры.
Рассказывают, что плотно курировавший строительство император имел много случаев убедиться, что оно не приносит его руководителю никаких побочных доходов. Подобная честность и в те времена была скорее исключением, чем правилом. Видимо, этим и объяснялось двукратное повышение чина в 1850 г. Естественно, что финансовое положение создателя переправы существенно улучшилось.
С Благовещенским мостом связана ещё одна, очень трогательная, легенда. Однажды Николай I, проезжая по мосту, заметил убогую повозку с простым некрашеным гробом, двигавшуюся в направлении кладбища. В последний путь покойника провожали лишь два старых инвалида. Император велел слуге узнать, кого хоронят. Выяснилось, что покойник – солдат, всю жизнь служивший Богу, России и императору.
Выслушав слугу, Николай I вышел из кареты, и пошёл пешком за повозкой. По Божьим меркам, этот поступок стал, возможно, самым важным в жизни монарха. Короткое время спустя за гробом бедного солдата двигалась многотысячная процессия.
Интересные факты
24 октября 1917 г. по приказу Временного правительства разведённый Благовещенский мост охранялся юнкерами. 25 октября к мосту подплыл крейсер «Аврора». Под наведёнными орудиями юнкера покинули свои позиции, после чего электрики крейсера свели переправу. Вечером того же дня с «Авроры» прозвучал знаменитый исторический выстрел.
Благовещенский мост находится над водоразделом между Большой Невой и морской Невской губой Финского залива. Ширина реки под ним – приблизительно 280 м.
Чугунные перила моста декорированы изящными орнаментами с аллегориями водной стихии, созданными по эскизу архитектора Александра Брюллова. На них изображены трезубцы в раковинах, а по бокам можно видеть мифических морских существ – гиппокамфов.
В XIX в. на переправе горели газовые фонари. При реконструкции XX в. их перенесли на Марсово поле.
На время реконструкции 2005–07 гг., выше по течению Невы, соорудили временный мост-дублёр. Петербуржцы остроумно нарекли его «сыном лейтенанта Шмидта».
Как добраться
Благовещенский мост находится в дельте Невы и соединяет Васильевский остров со 2-м Адмиралтейским. Добраться до него быстрее всего можно от станций метро «Василеостровская» и «Адмиралтейская».
- Василеостровская (14 мин, 1.2 км) – от вестибюля проследуйте по 7-й линии Васильевского острова вплоть до набережной Лейтенанта Шмидта. В конце 7-й линии поверните налево и идите до ближайшего пешеходного перехода через Университетскую набережную, который находится перед Академией Художеств.
- Адмиралтейская (24 мин, 2 км) – от этой станции метро проще всего дойти до переправы через Александровский сад мимо Медного всадника. Затем выйти на Английскую набережную и идти вдоль нее еще около 600 метров.
Нашли ошибку или неточность в статье? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.