Исаакиевский собор – является самым известным и большим храмом Санкт-Петербурга. Это подлинная жемчужина российского религиозного зодчества, настоящий символ города и одна из основных его достопримечательностей. Храм ежегодно посещают тысячи туристов.
Чернильница – так называли Исаакиевский собор граждане Российской Империи, не оценившие его по достоинству. А все потому, что он напоминал сосуд с чернилами, в который окунали перьевые ручки.
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге входит в число самых красивых и монументальных купольных сооружений мира. По размерам он уступает лишь трем соборам: Святого Петра в Риме, Святой Марии в Венеции и Святого Павла в британской столице.
История строительства
Масштабы храма действительно впечатляют: его полная высота – 101,5 метра, а вместимость – 12 тыс. человек. Сегодня Исаакиевский собор имеет статус памятника федерального наследия, но несколько раз в год, по самым значимым христианским праздникам, в нем проводят службы.
Исаакиевский собор возведен в честь Исаакия Далматского – православного монаха-отшельника, жившего в Византии в середине IV века.
История Исаакиевского собора длинна, невероятна и насыщена яркими событиями. Храм закладывался несколько раз, его строили и переделывали разные императоры, а нынешнее великолепное здание удалось возвести только с четвертой попытки.
Петр I: первая и вторая церковь
Петр I родился 30 мая по старому стилю – в день поминовения Исаакия Далматского, поэтому к памяти этого святого он относился очень трепетно. Первую церковь в его честь освятили в 1710 году. Ее возвели специально для рабочих Адмиралтейских верфей, на которых к тому времени трудилось уже более 10 тыс. человек.
Первый храм носил явно временный характер. Его разместили в помещении бывшего чертежного амбара, находившегося напротив ворот Адмиралтейства. Архитектура первого Исаакиевского собора не отличалась изысканностью. Это было простое деревянное здание с небольшой колокольней и скромной внутренней отделкой. Для установки церковного шпиля пригласили голландского зодчего Хармана ван Болоса. Службы в храме начались в 1710 году.
Именно здесь венчались Петр I и будущая императрица всероссийская Екатерина I.
Город стремительно рос, уже через несколько лет возникла потребность в более вместительном храме. В 1717 году Петр I распорядился приступить к строительству каменного капитального храма. Он даже успел поучаствовать в его закладке.
Стиль второго Исаакиевского собора можно отнести к «петровскому барокко». Его проект разрабатывал видный немецкий зодчий Георг Маттарнови. Церковь хотели построить на берегу Невы, примерно на том месте, где сейчас находится «Медный всадник».
Судя по сохранившимся эскизам и описаниям, внешне храм почти полностью копировал облик Петропавловского собора. Даже куранты планировали установить такие же, как и на соборе в Петропавловской крепости.
Строительство второго Исаакиевского собора с самого начала сопровождалось неудачами и мрачными знамениями. В 1719 году внезапно умер Маттарнови, в 1733 – после удара молнии сгорела колокольня, в 1735 – еще один удар молнии вызвал серьезный пожар в здании. Позже выяснилось, что из-за усадок грунта фундамент церкви начал трескаться. Поэтому недостроенное сооружение решили разобрать и возвести новое, но уже в более подходящем месте.
Екатерина II и Павел I: третья церковь
К идее строительства собора вернулись во времена Екатерины II. Императрица почитала деяния Петра I, поэтому решила построить храм. Торжественная закладка объекта состоялась в августе 1768 года, в честь чего была отчеканена соответствующая медаль.
Архитектором нового Исаакиевского собора стал итальянец Антонио Ринальди. Планировалось создание роскошного изящного сооружения в стиле барокко (кстати, Смольный собор сооружен в точно таком же стиле), с высокой колокольней и пятью куполами. Однако после смерти Екатерины II работы остановились, а Ринальди уехал на родину.
Новый император Павел I поручил доделать проект Винченцо Бренне, причем по приказу императора собор был максимально упрощен. В результате получилось странная химера, с мраморным цоколем и стенами из кирпича. Непропорциональное и приземистое сооружение абсолютно не вписывалось в архитектурный ансамбль столицы и вызывало насмешки ее жителей. Народ даже сочинял эпиграммы о новом храме, весьма обидные для власти и лично императора. А в 1816 году, прямо во время службы, на головы прихожан рухнул огромный кусок потолочной штукатурки. Стало очевидно, что здание уже нуждается в ремонте.
Современный собор: 40 лет строительства
Именно в таком виде главный долгострой империи достался Александру І. Он подошел к вопросу кардинально – решил полностью перестроить собор. В конкурсе проектов участвовали лучшие зодчие, как отечественные, так и зарубежные. Александр І хотел сохранить нижнюю часть собора, которую строил Ринальди, а верхнюю – капитально переделать. Из предложенных вариантов императору больше всего понравился проект молодого француза Огюста Монферрана. Именно ему и предстояло стать автором нынешнего Исаакиевского собора.
Строительные работы стартовали в 1818 году и продолжались 40 лет. За это время на российском престоле сменилось три императора.
Причин для задержек строительства было множество – от пересмотра проекта каждым новым правителем до обычных ошибок в инженерных расчетах. Не следует забывать, что Исаакиевский собор построен на очень сложной местности, практически в болоте, что значительно повлияло на сроки выполнения работ.
Фундамент
Для закладка фундамента Исаакиевского собора рылись канавы, из которых затем откачивали воду. После этого в почву вбивались просмоленные сваи длинной более шести метров. Дистанция между ними соответствовала диаметру сваи. Пространство между ними заполняли древесным углем. Строители вбили более 10 тыс. свай.
Затем траншею заливали водой, а после ее замерзания сваи подрезали по уровню льда. Каменную кладку фундамента укрепляли металлическими связками. На его сооружение ушло почти пять лет. Такая мощная опорная подушка нужна была, чтобы выдержать огромный собор и не дать усадку.
Монолитные каменные столбы изготавливали в Финляндии. Вес некоторых из них достигал 114 тонн, для транспортировки этих колоссов привлекали тысячи крепостных крестьян.
Колонны
Установка колонн Исаакиевского собора началась еще до возведения стен здания. Для их подъема построили специальные леса и установили вороты-кабестаны, с помощью которых монолиты приводили в вертикальное положение.
В присутствии членов императорской семьи и толпы любопытствующих горожан в марте 1822 года первая колонная заняла свое место. Установка всей колоннады Исаакиевского собора заняла почти восемь лет.
Купол
Завершающим этапом работ стал монтаж купола. Диаметр его внешнего свода составил 26 метров, внутреннего – 22 метра. На вершине купола был установлен огромный крест. Хотя Монферран отказался от обычной православной колокольни, он сохранил пятиглавие куполов, расположив их привычным образом. Новое строение величественно поднялось над городом на высоту более ста метров.
Барабан купола Исаакиевского собора украсили бронзовыми скульптурами работы Иосифа Германа.
Строительство Исаакиевского собора завершилось в 1848 году, однако еще десять лет ушло на отделочные работы внутри здания. Его освящение состоялось только в июне 1858 года.
Судьба собора после революции
После революции 1917 года для культовых сооружений настояли тяжелые времена. Не избежал подобной участи и Исаакиевский собор.
В начале 1918 года советское правительство приняло декрет об отделении церкви от государства. Этот документ не только устанавливал светский характер государственной власти, но и лишал религиозные организации любых прав собственности.
На основании принятого декрета, имущество собора и само его здание было национализировано. Все это поступило в распоряжение наркомата имуществ республики, а затем передано в распоряжение прихожан храма. В 1922 году из собора изъяли более двух тонн серебряных украшений и 48 килограммов золотых изделий.
В 1928 году храм перешел под управление Главнауки, а в 1931 году было принято решение об открытие Исаакиевском соборе антирелигиозного музея. В последующие годы подобные учреждения начали работать во многих известных храмах страны.
Маятник Фуко
В 1931 году в храме установили маятник Фуко, который наглядно доказывал факт вращения нашей планеты. Его открытие вызвало большой фурор и собрало более семи тысяч зрителей. Многие годы он был самой известной частью экспозиции музея и настоящей легендой для многих поколений жителей города.
Маятник Фуко в Исаакиевском соборе работал до 1986 года, пока не вышел из строя его подвесной механизм. После этого маятник демонтировали. Согласно одному источнику – сейчас он находится в подвале музея, другому – его перевезли в какой-то музей (просьба уточнить в комментариях). А крюк под самым куполом заняла скульптура голубя, которая находилась там с момента открытия храма.
Собор во время и после войны
В годы великой отечественной войны (ВОВ) в соборе сберегались экспонаты музеев пригорода и Летнего дворца Петра I.
Уже в июле 1941 года стало очевидно, что враг приближается к городу и необходимо срочно решать вопрос о хранении музейных ценностей Ленинграда и его пригородов. Часть из них эвакуировали в тыл, но огромное количество экспонатов ленинградских музеев вывести не удалось.
На совете по обороне Ленинграда была высказана мысль, что Исаакиевский собор может стать идеальным местом для хранения музейных ценностей. Он имел толстые стены и перекрытия, что обеспечивало надежную защиту от бомб и снарядов. Кроме того, он не был военным объектом и использовался противником для наведения орудий и авиации. Последние два обстоятельства давали надежду, что гитлеровцы не будут обстреливать храм. Протоколы этого заседания сегодня находятся в городском архиве.
Руководство Ленинграда тогда считало, что немцы смогут захватить Пулковские высоты и установить на них дальнобойные орудия, из которых они будут обстреливать город.
Блокада Ленинграда привела к острому недостатку продуктов питания, поэтому Исаакиевский сквер превратили в огород. На его территории начали выращивать плодовые культуры.
Во время великой отечественной войны Исаакиевский собор серьезно пострадал от фашистских бомб и снарядов. На его колоннах и стенах можно увидеть отметины от осколков.
Звукоулавливатели на крыше собора
В годы ВОВ в Ленинграде произошла еще одна удивительная история. Впервые в военной истории на службу стали призывать незрячих людей.
Город постоянно бомбила немецкая авиация. Она разрушала жилые дома, предприятия, военные объекты. Налеты регулярно уносили жизни сотен горожан. Вражеской авиации противостояла система противовоздушной обороны Ленинграда.
Радаров в те времена еще не было, поэтому вражеские самолеты засекали с помощью звукоуловителей, которые находились в наиболее высоких точках города. В том числе и на Исаакиевском соборе. Зенитчики слушали небо, а в случае появления угрозы сразу же сообщали о ней расчетам зенитных орудий. Засечь фашистские бомбардировщики можно было задолго до их появления в небе Ленинграда.
Однако главным в работе звукоуловителей был человек, а не прибор. Требовались операторы с уникальным слухом, например, музыканты или незрячие люди. Первоначально подобную технику обслуживали обычные бойцы, но они были не слишком эффективны.
Незрячие люди, живущие с детства в мире звуков, оказались прекрасными «слухачами». Они не только успешно обнаруживали вражеские самолеты, но и могли определить их тип и количество.
«Слухачи» внесли огромный вклад в оборону Ленинграда. Благодаря им удалось уберечь от разрушения огромное количество зданий и исторических памятников, но главное, что были спасены жизни обычных ленинградцев.
Реставрация после войны
После великой отечественной войны Исаакиевский собор начал функционировать в качестве музея. В 50-е и 60-е годы в храме проводились масштабные реставрационные работы. Помимо прочего, в это время открылась смотровая площадка.
Она работает по сей день и пользуется огромной популярностью у туристов, ибо вид с Исаакиевского собора на город открывается изумительный.
Собор снаружи
Снаружи Исаакиевский собор богато украшен колоннами из серого мрамора. Каждый из четырех фасадов здания декорирован уникальными скульптурными композициями на христианские темы. Если говорить об общем стиле, то он относится к позднему классицизму, но в нем присутствуют элементы эклектики, неоренессанса и византийских мотивов.
Украшения фасада
На северном фасаде можно увидеть сцену воскресения Христа и фигуры апостолов-евангелистов. Двери и ниши здания украшены рельефами со библейскими сценами и изображением святых.
На восточном фасаде Исаакиевского собора находится рельеф с изображением встречи святого Исаакия с еще одним византийским императором – Валентой. Также здесь можно увидеть рельефы с различными библейскими сценами.
На южном фасаде здания расположен превосходный рельеф, который демонстрирует известную сцену поклонения волхвов новорожденному Иисусу. На фронтонах установлены скульптуры апостолов.
Западный фасад украшен композицией, которая демонстрирует встречу императора Феодосия и Исаакия Далматского. На этой части здания находятся рельефы с изображениями апостолов и Христа.
По периметру главного купола на самой наивысшей точке установлены 24 загадочных ангела в античных одеяниях.
Двери
В собор ведут три парадные двери. Они очень большие: высота створок составляет 6,8 метра, а общая площадь – 42 кв. метра. Двери Исаакиевского собора роскошны. Они сделаны из дуба и покрыты бронзовым литьем с декоративной патиной. Каждая створка состоит из четырех кессонов, внутри которых расположены рельефы и статуи.
Собор внутри
Для оформления интерьера Исаакиевского собора характерно смешение различных стилей. Пилоны и стены имеют строгие классические черты, а вот своды выполнены в пышном стиле итальянского барокко. Двери и внутренняя часть барабана купола – типичный образец ренессанса. Над внутренним оформлением собора работал известный русский живописец Карл Брюллов.
Общая внутренняя площадь собора – около 4 тыс. кв. метров. Пространство храма разделено рядами пилонов на продольные нефы. В центральной части здания четыре массивных пилона удерживают барабан с куполом и окнами. Венчает баранам сферический свод, высота которого достигает 67 метров.
Нефы с восточной стороны упираются в иконостас с тремя алтарями. В иконостасе храма сделаны три арки, центральная из которых украшена колоннами из прекрасного лазурита. Через нее можно попасть к главному алтарю.
Для украшения алтарного окна использован большой витраж площадью 28 кв. метров. Он изготовлен известным германским мастером Айнмиллером и отличается потрясающей яркостью и глубиной.
В православных храмах редко используют витражи. Однако в данном случае такое решение оказалось очень удачным. Витраж не только идеально вписывается в интерьер, но и придает ему особенно монументальный и торжественный вид. Боковые арки ведут к малым иконостасам.
Внутри Исаакиевский собор – это типичный образец эклектики, который органично соединяет в себе холодность мрамора и гранита, богатство позолоты, пышность витражей и яркость росписи.
Главный купол
Внутреннее убранство храма поражает воображение. Свод главного купола Исаакиевского собора украшен росписью Брюллова «Богоматерь во славе». На ней изображена Богородица в окружении святых, среди которых есть и покровители императорской семьи. Изображения идут по кругу, а центр пространства живописец оставил свободным. Это придает пространству легкость и намекает верующим на бесконечность небесного царства. Оформление нижнего края плафона создает плавный переход от строгих архитектурных форм к ярким и торжественным элементам росписи.
Из-за ухудшения здоровья прославленный живописец не смог завершить свою работу, по его эскизам заканчивал роспись художник Басин.
На барабане купола установлены скульптуры двенадцати ангелов, взирающих с огромной высоты на верующих. Свет, отражаясь от их поверхности, производит потрясающее впечатление на посетителей собора.
Центральным элементом композиции является полутораметровая фигура голубя, который парит на 80-метровой высоте. Эта птица в христианстве считается символом Святого духа.
Все элементы внутреннего убранства храма выполнены с большим мастерством и изяществом. Несмотря на обилие украшений и золота, интерьер храма не производит впечатления аляповатости или излишней помпезности.
Колоннада - лучшая смотровая площадка
Собор обращает на себя внимание благодаря своим размерам и внешнему виду. Его наиболее впечатляющим элементом является центральный купол, диаметр которого составляет почти 26 метров. По периметру купол опирается на колоннаду.
Колоннада расположена на внушительной высоте в 43 метра. Этим элементом собора можно не только любоваться со стороны, но и осмотреть с ее высоты город. Именно здесь находится смотровая площадка Исаакиевского собора, которая открыта для посетителей.
Любой желающий может подняться, преодолев 262 ступеньки и полюбоваться великолепным видом исторической архитектуры Санкт-Петербурга.
Колоннада состоит из 24 огромных колонн, каждая из которых весит 67 тонн. Подняться сюда можно по винтовой лестнице, преодолев предварительно несколько сотен ступенек. Вход на площадку расположен с южной стороны храма, а выход – с северной.
Подняться на Исаакиевский собор можно в любое время года. С 1 ноября по 30 марта каждая третья среда месяца – выходной день. Полюбоваться прекрасными городскими видами можно ежедневно, с 10.30 до 18.00. Площадка работает и вечером, до 22.30.
За посещение площадки придется заплатить. Цена билета днем в два раза ниже, чем в вечером. Билеты продаются в кассах около входа в храм. Актуальную стоимость билетов можно узнать на официальном сайте.
Интересные факты
Исаакиевский собор – уникальное сооружение с интереснейшей историей. Ниже мы собрали интересные факты об Исаакиевском соборе, которые касаются его строительства и самой конструкции.
- Гранит для фундамента собора добывали в карельских каменоломнях. Это были огромные монолиты с массой от 60 до 114 тонн. Доставка их к месту строительства была одной из тяжелейших операций. С одним из инженеров, который работал на стройке, произошла курьезная ситуация. Он придумал новый метод доставки этих тяжелых блоков. Однако вместо повышения или поощрения изобретатель получил строгий выговор за то, что не додумался до своего новшества раньше. Его обвинили в том, что своей нерасторопностью он ввел государственную казну в большие расходы.
- Теперь о финансовых затратах. Собор обошелся российскому бюджету в 23 млн рублей – колоссальную цифру для того времени. И это стоимость только последнего собора, который строил Монферран.
- Дорого обошлась постройка храма и в человеческих жизнях. Это была грандиозная стройка, в которой участвовали более 400 тыс. человек. В основном это были крепостные крестьяне. Только фундамент собора укладывали 125 тыс. рабочих разных специальностей на протяжении пяти лет. Даже по официальным данным, более 25% из них погибли от болезней и несчастных случаев. Реальная статистика, вероятно, еще печальнее.
- Для отделки храма потратили большое количество драгоценных металлов и камней. Было использовано 400 кг золота, 500 кг лазурита, 16 тонн малахита – это далеко не полный ценных материалов. Фасады храма украшают 300 статуй и барельефов, общая площадь мозаики немногим меньше футбольного поля – 6,5 тыс. кв. метров.
- Купола золотили опасным для человека методом с использованием ртути. Парами этого ядовитого металла отравились 60 мастеров. Всего же на золочение куполов пошло более 100 кг драгоценного металла. Во время войны купола храма замазали серой краской, чтобы они были менее видны с воздуха. Но это мало помогало, слишком уж заметным был этот объект.
- Пространство между фермами купола заполнено пустыми глиняными горшками. Такое решение улучшило акустику храма и облегчило общий вес купола. Благодаря горшкам купол имеет отличную теплоизоляцию и не промерзает даже в сильные морозы. При строительстве использовали более 100 тыс. горшков.
- Толщина кирпичных стен здания составляла от 2,5 до 5 метров. Для кладки использовался известковый раствор, а многочисленные металлические профили предавали ей дополнительную жесткость. Параллельно со строительством стен проводились облицовочные работы.
- Огюст Монферран строил Исаакиевский собор сорок лет, из-за чего родилась интересная легенда. Злые языки утверждали, что мастеру предсказали скорую смерть после окончания строительства. Поэтому он никуда и не спешил. Было ли такое пророчество на самом деле или нет – неизвестно, но после окончания работ архитектор действительно прожил всего лишь один месяц.
Экскурсии
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге так сильно популярен, что его историю, особенности и тайны может рассказать чуть ли не каждый профессиональный гид. Существуют несколько способов покупки билетов – в городских кассах и возле храма (смотреть актуальные цены), на специализированных сайтах (например, Tripster.ru), в профильных группах социальных сетей и так далее.
Все предлагаемые экскурсии в Исаакиевском соборе по-своему хороши и дополняют друг друга. Экскурсии в кассах не отличаются разнообразием, но выигрывают в цене, и подходят чаще всего людям постарше. Индивидуальные экскурсии, как правило, дороже, выбор программ довольно обширен, и может захватывать не только храм. Ниже представлена подборка некоторых из них.
Как добраться
Исаакиевский собор находится в самом центре Санкт-Петербурга возле станции метро "Адмиралтейская". Чтобы добраться до него, вам потребуется всего 10 минут ходьбы. Держите свой путь по Малой Морской улице противоположно Невскому проспекту. После пересечения Вознесенского проспекта вы попадете на Исаакиевскую площадь, на которой находится сам храм, Исаакиевский сквер, памятник Николаю I и Синий мост.
Нашли ошибку или неточность в статье? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.
Очень жаль, что таких построек в современном мире больше не будет. И не только в Российской Федерации, но и во всем мире. Раньше этому больше времени и средств уделялось. Люди во что-то верили и надеялись, старались жить правильно, а сейчас это уже редко встречается. Очень хорошая статья, хотелось бы побывать там с экскурсией или просто прогуляться, посмотреть, полюбоваться.
Согласен с Вами на все 100%. Величественное здание с великой историей. Но не стоит забывать, что сейчас и ценности у всех нас другие и менталитет. Если раньше ты был героем уходя воевать за свою страну, то сейчас ты герой если снимаешься в видео в ТикТоке, которые ни один здравомыслящий человек повторять не будет. Обидно, да
Любой турист в Петербурге просто обязательно должен посетить Исаакиевский собор. Думаю, что впечатлений будет не меньше, чем от Эрмитажа.
О, мы там были этим летом. В живую выглядит еще более масштабно. Там еще экскурсии проводятся, хотели на верх купола попасть, но не успели, ограничились вторым этажом и колокол. Вид с башни потрясающ кстати. Там еще со второго этажа можно лучше купол рассмотреть, роспись стен. Удивительная постройка, была впечатлена, плюс экскурсовод еще так интересно рассказывал обо всем. Кто будет рекомендую обязательно сходить. Но на верху купола говорили открывается еще более шикарный вид, так что если успеете, обязательно нужно побывать. Вообще в Питере много красивых храмов, но этот правда думаю один из лучших.
Первый раз была в Исаакиевском соборе еще в советском детстве, хорошо помню как поднималась на колоннаду по практически парящим в воздухе ступенькам, помню впечатления от захватывающего вида, а также восхищение красотой и величественностью собора. Конечно я понимаю, что на мое восприятие наложилось множество факторов - это и детский непосредственный восторг, и героическая история самого города, и расположение собора, открытое пространство вокруг него, и, конечно же, красивая архитектура и роспись внутри. С тех пор не раз бывала в Исаакии во взрослом возрасте и посетила много разных соборов в других странах, но такой палитры чувств больше не было, ну разве что кроме одного случая - собора Святого Петра в Ватикане.
Печальная история, если почитать интересные факты об Исаакиевском соборе. Но, наверное, все величественное требует жертв, жаль,что часто эти жертвы человеческие. Абсолютно согласна с комментаторами и самой статьей, собор просто великолепен в своем разнообразии. Спасибо авторам статьи за исторический обзор, отлично видна параллель между архитектурным видением каждым правителя и его личностью.
Интересно, а с чем связана постройка собора именно в этом месте - из прочитанного я узнал, что местность болотистая. Почему нельзя было немного перенести, к чему трудности?
Весь центр - бывшее болото. Если и переносить, то в район (допустим) нынешнего парка Победы, но в то время там ничего не было, кроме аутентичной природы)))