Логотип сайта 'Путешествие по Санкт-Петербургу'

Ссылка на страницу:

trip-spb.ru/spaso-preobrazhenskij-sobor/

Спасо-Преображенский собор - сердце духовной традиции

Спасо-Преображенский собор — один из самых впечатляющих храмов Санкт-Петербурга. Его величественная архитектура гармонично сочетает классицизм и традиции русского зодчества. Этот шедевр не только притягивает туристов, но и является важным духовным центром города. При соборе работает воскресная школа, организуются паломнические поездки и благотворительные акции.

История

В начале XVIII века на месте современного Спасо-Преображенского собора размещался внутренний двор Преображенского полка. Елизавета Петровна, дочь императора Петра Великого, неоднократно посещала это место. Здесь она крестила детей солдат и офицеров, дарила им подарки — таким образом укрепляла связь полка с царским домом.

Осеню 1741 года произошёл государственный переворот в царских покоях. Елизавета Петровна лично обратилась к военным из своего полка. После молитвы перед иконой вместе с солдатами она отправилась к Зимнему дворцу, в котором ей помогли сместить регентшу Анну Леопольдовну и малолетнего императора Ивана VI.

В 1742 году Елизавета Петровна официально взошла на престол. Как знак благодарности за поддержку военных, она приняла решение воздвигнуть святилище. Локацию для строительства выбрали там, где ранее был парадный двор полка.

Проект реализовывался под руководством архитектора Михаила Григорьевича Земцова. После кончины мастера работу продолжил Пьеро Трезини. Внутреннее оформление храма создавал Франческо Растрелли.

Торжественное освящение святилища состоялось в 1754 году. Елизавета Петровна часто посещала это место. В 1796 году император Павел Первый провозгласил этот храм главной святыней российской гвардии.

Спасо-Преображенский собор в начале XX века
Собор в начале XX века

Пожар и возрождение собора

В 1825 году произошла трагедия: в ходе ремонта купола рабочие случайно подожгли храм. Пламя вокруг Спасо-Преображенского собора бушевало восемь часов, уничтожив кровлю и внутреннее убранство. После того как огонь угас, петербуржцы увидели мрачную картину — от величественного собора остались лишь обугленные стены. Однако благодаря мужеству священников и верующих удалось спасти главные святыни: иконы и мощи. Люди рисковали жизнями, пробираясь сквозь огонь, чтобы вынести из горящих залов духовные реликвии.

Император Александр I распорядился восстановить храм как можно скорее. Работы начались в 1827 году под руководством архитектора Василия Петровича Стасова. К концу того же года сооружение было восстановлено и открыто для прихожан. Осенью 1829 года митрополит Серафим (Глаголевский) совершил повторное освящение святилища.

В. П. Стасов сохранил общую композицию прежнего храма, но внёс значимые архитектурные корректировки. Главный фасад получил массивный портальный объём с четырьмя колоннами ионического ордера, а круглые купольные конструкции заменили на полусферические. Внутренний декор интерьера стал ещё более красивым и представительным.

Собор после революции и в советское время

После революции 1917 года Спасо-Преображенский храм продолжал действовать. Однако годом позже его статус изменился — он получил статус приходского храма. В тот же промежуток времени многие святыни были конфискованы и направлены в фонд Артиллерийского музея. С середины XX века эти ценности находятся в коллекции Государственного Эрмитажа.

В двадцатые годы прошлого века из святилища извлекли иконы, а позолоченные фигуры орлов, декоративные медальоны и кресты с ограды были демонтированы и расплавлены. Лишь в 2004 году, их воссоздали и установили на прежние места.

В дни Ленинградской блокады в нижних помещениях храма организовали укрытие от авиаударов, способное вместить до пятисот человек. Там также работал временный пункт первой помощи для пострадавших.

По завершении военных действий, в 1946–1948 годах, Спасо-Преображенский собор был тщательно восстановлен. Этот храмовый комплекс оставался открытым на протяжении всего советского периода, что делает его уникальным явлением среди религиозных сооружений того времени и живым выражением непрерывной духовной традиции.

Особенности архитектуры

Спасо-Преображенский собор, высотой более 40 метров, выполнен в духе классицизма с чертами традиционного русского зодчества — это делает его ярким и неповторимым памятником архитектурного искусства. Храм утопает в зелени, так как вокруг него растут высокие тенистые деревья, на которых издавна гнездятся вороны. Сфотографировать его полностью летом не удается.

Спасо-Преображенский собор

Главный фасад украшен грандиозным портиком высотой в двенадцать метров на фоне ионических колонн.

Спасо-Преображенский собор

Архитектурная структура храма включает три придела: центральный, южный и северный. Просторные стены оформлены барельефами, сочетающими сцены из Священного Писания и образы воинской доблести.

Барельефы на Спасо-Преображенском соборе

Центральный купол завершает восьмиметровый крест, что видно даже с далёких улиц.Центральный купол Спасо-Преображенского собора

В башне на юго-западной стороне расположена звонница.

Звонница на Спасо-Преображенском соборе

А на противоположной, северо-западной, установлен часовой механизм, привезённый из Великобритании в середине XIX века. Эти часы стали важной частью храмового комплекса и продолжают отсчитывать время до сих пор.

Часы на Спасо-Преображенском соборе

Ограда - необычная изюминка собора

Одной из самых заметных особенностей Спасо-Преображенского собора стало его ограда — решётка вокруг здания, созданная В. П. Стасовым. Для её изготовления использовали военные трофеи — бронзовые орудия, доставленные с полей сражений Русско-турецкой войны 1828–1829 годов. Эти пушки стояли на укреплениях таких известных городов, как Измаил, Варна, Тулча, Исакча и Силистрия. 

Створки ворот храма украшены бронзовыми щитами с наградными знаками, вручёнными за участие в Русско-турецкой кампании.

Ограда Спасо-Преображенского собора

На некоторых из них сохранились турецкие государственные эмблемы, а некоторые получили поэтические наименования: «Ярость пророка», «Священный месяц», «Гроза войны» и «Подношу только гибель».

Решётка состоит из бронзовых орудийных труб, размещённых на массивных гранитных опорах — по 3 пушки на каждой. Орудия связаны между собой тяжёлыми литыми цепями, придающими ограде торжественный и монументальный облик. 

Ограда Спасо-Преображенского собора

Центральные элементы увенчаны фигурами двуглавого орла под царскими венцами, что символизирует силу и величие России.

Двуглавый орел на ограде Спасо-Преображенского собора

Эти артефакты подчёркивают историческую значимость святилища и его связь с важнейшими событиями российской истории.

Ограда Спасо-Преображенского собора

Внутреннее убранство

Внутри Спасо-Преображенского собора поражает роскошное убранство. Особенно впечатляет иконостас, созданный по чертежам В. П. Стасова. Алтарь украшен колоннами в коринфском стиле, которые придают интерьеру торжественность.

Иконостас Спасо-Преображенского собора

Центральный свод выполнен в светло-голубом цвете с золотистой шестиконечной звездой. По стенам размещены живописные панно, рассказывающие о боевом пути Преображенского полка.

Центральный купол Спасо-Преображенского собора

Иконы для храма написали знаменитые мастера — А. Иванов и А. Угрюмов. В центре храма сияет большая люстра с 120 подсвечниками.

Каждый элемент интерьера продуман до мелочей, чтобы подчеркнуть величие и духовную значимость этого святилища.

Внутреннее убранство Спасо-Преображенского собора

Собор в фильмах

Спасо-Преображенский собор часто становился съёмочной площадкой. Например, при работе над фильмом «Две жизни» на решётке храмового комплекса временно установили символические фигуры двуглавых орлов, которые были утеряны после революции. На главной входной арке появились бронзовые медальоны с изображениями крестов, над ними был закреплён крест с лучистым оформлением. По завершении съёмок все установленные декоративные детали демонтировали.

Спасо-Преображенский собор в фильме "Две жизни"
Кадр из фильма «Две жизни», 1961

Ещё один интересный случай связан с кинолентой «Собачье сердце». Действие повести Михаила Булгакова разворачивается в Москве, но в одной из сцен фильма показан именно Спасо-Преображенский собор. Это небольшое отклонение от оригинального сюжета добавило фильму особую атмосферу.

Спасо-Преображенский собор в фильме "Собачье сердце"
Кадр из фильма «Собачье сердце», 1988

Как добраться

Спасо-Преображенский собор находится в 500 метрах от ближайшей станции метро — «Чернышевская». Поэтому добраться до него пешком можно всего минут за 5. Для этого после выхода из метро, нужно выйти на Кирочную улицу и повернуть направо. Далее идти по ней мимо доходного дома Бака до переулка Радищева, на котором повернуть налево и пройти еще несколько метров.

Посмотрите, где находится и как добраться до места!
Открыть карту

Нашли ошибку или неточность в статье? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Ошибки в тексте
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментариев
Межтекстовые отзывы
Посмотреть все комментарии