Финляндский железнодорожный мост считается одним из ключевых транспортных объектов Санкт-Петербурга. Через Неву он соединяет исторический центр с северной частью России. Помимо практической роли, этот мост стал символом инженерного мастерства начала XX века. Его строгий облик и продуманные элементы делают его заметной частью городского ландшафта, а история его создания тесно связана с развитием города и страны.
История возведения
Строительство Финляндского разводного моста осуществлялось в две фазы. Первая началась в 1910 году по проекту инженеров Григория Кривошеина и Владимира Апышкова. Работы продолжались около 3 лет. После завершения строительства мост представлял собой переправу с одним железнодорожным путем и возможность движения пешеходов. Конструкция включала четыре неподвижных пролета в виде металлических ферм на железобетонных опорах и один двухкрылый разводной механизм. Общая длина вместе с эстакадами составила чуть более одного километра.
Примечание. С точки зрения конструктивного решения, он был близок к Большеохтинскому мосту в Санкт-Петербурге и Рижскому в Латвии.

Для обеспечения спуска к левому берегу Невы, где грунт оказался слабым для закладки устойчивых опор, была создана ступенчатая эстакада. Её возведение проводилось в 1911 году по проекту датской компании «Кристиани», а техническую реализацию курировал инженер Григорий Передерий, позднее написавший специальный курс по инженерии, основываясь на этом опыте.
В 1913 году предполагалось дать Финляндскому мосту имя императора Александра I. Подтверждением служит сохранившаяся табличка на въезде с проспекта Обуховской обороны, где можно различить остатки надписи и герб Российской империи. Однако это название не прижилось, и объект получил название Финляндского моста, поскольку финансирование строительства частично шло из бюджета Финляндского княжества, входившего в состав Российской империи.

Незадолго до Первой мировой войны пешеходное движение было запрещено из-за рисков террористических актов. Проход по мосту разрешался лишь сотрудникам предприятий, проживающим на одном берегу реки, но работающим на другом. В советский период мост получил стратегическое значение, так как связывал городские заводы с Финляндской железной дорогой и другими транспортными маршрутами. Пешеходное сообщение так и не возобновилось, а сам объект охраняется вооружённой охраной до сих пор.

Реконструкция и современность
К началу 1980-х годов прежняя конструкция железнодорожного моста уже не справлялась с увеличенной нагрузкой от большого количества грузовых составов. К тому же устаревшая система разводного механизма значительно задерживала судоходство: на пропуск одного судна могло уйти до трёх часов. Однако ремонт постоянно откладывался из-за недостатка финансирования.
Обстановка изменилась в 1983 году, когда сухогруз с рыбой столкнулся с одной из опор моста, после чего затонул, продолжив движение ещё полкилометра. Этот случай должен был ускорить начало масштабной реконструкции, однако ее отложили, вместо этого инженеру Олегу Русину поручили задачу дополнить существующую переправу мостом-дублером со вторым путем для увеличения пропускной способности поездов, который должен был стать точной копией существующей переправы. Новый мост был изготовлен из высокопрочной стали с применением сварных соединений, а его разводной пролет получил однокрылую конструкцию, поднимающуюся под углом.

Тем временем в 1988 году старое сооружение полностью прекратило эксплуатироваться из-за значительного износа и коррозии металлических элементов. Поскольку параллельно функционировал новый мост, работы по восстановлению старого велись медленно. Лишь в 1994 году был произведен демонтаж разводного пролета и его механизма для ремонта, были усилены железобетонные опоры и металлические фермы.
В начале 2000-х годов начал строиться Ладожский вокзал, поэтому в 2002-2003 годах старому Финляндскому мосту потребовался очередной капитальный ремонт. В ходе реконструкции полностью заменили рельсовую колею, отремонтировали башни и опоры, а также соорудили новую эстакаду на основе трапециевидных конструкций. Разводной пролет был заменен подъемной платформой на тросах. В честь трехсотлетия Санкт-Петербурга мост украсили современной ночной подсветкой.
Сегодня оба моста — старый и новый, используются совместно, обеспечивая двустороннее железнодорожное сообщение.

Интересные факты
- Финляндский железнодорожный мост стал одним из самых масштабных инженерных объектов своей эпохи в России. При его строительстве использовались новейшие на тот момент материалы и технологии — железобетон и дуговая сварка.
- В 1963 году пассажирский самолёт Ту-124, снижаясь, пролетел всего в четырёх метрах над строящимся мостом Александра Невского, после чего совершил аварийную посадку на воду в зоне Финляндского моста.
- Через несколько лет после открытия это сооружение стало местом трагических происшествий. Газеты тех лет регулярно публиковали заголовки вроде: «Смертельный прыжок с Финляндского моста». Масштаб трагедии был таков, что на реке постоянно дежурил катер с профессиональными спасателями.
- Переправа имеет прямое отношение к революционному пути В. И. Ленина. Весной 1917 года лидер большевиков прибыл в Россию на поезде, который пересек по ней Неву. В дни Октябрьских событий мост также играл важную роль.
- В период судоходства через Неву ежедневно осуществляется движение свыше сотни поездов. Однако во время разводки Финляндского моста движение приостанавливается полностью, и машинист состава должен остановить поезд перед светофором.
Лучшие места для фото
Наиболее красивые фото на фоне Финляндского моста можно получить на левом берегу Невы. Лучше всего будут получаться снимки с солнечной стороны. В зависимости от расположения солнца, это:
- Набережная возле Скорбященской церкви. В кадр войдут каменные ограждения, плитка и лавочки.
- Бульвар Стеклянного городка. В кадр войдут зеленые насаждения и песок.
На правом берегу Невы позировать предстоит на Малоохтинском проспекте или Октябрьской набережной. Из-за проходящей рядом дороги там шумно и не так комфортно. Примеры фото размещены ниже.
Как добраться
Добраться до Финляндского железнодорожного моста можно за 20 минут с левого или правого берега Невы. На левом берегу от станции метро «Площадь Александра Невского», на правом — от «Новочеркасской».
- От Площади Александра Невского. Выйдя из метро, направляйтесь в сторону проспекта Обуховской обороны. С правой стороны вы увидите купол Александро-Невкой лавры. Пройдите Обводный канал и двигайтесь прямо еще около 700 метров. Лучше всего идти по бульвару Стеклянного городка.
- От Новочеркасской. Вестибюль станции подземный со множеством выходов, направляйтесь в сторону выхода №1 или №12. Нужно пройти до перекрестка Малоохтинского проспекта и Таллинской улицы и там перейти дорогу на набережную (здесь находится ближайший пешеходный переход). На набережной поверните налево и идите в сторону переправы.
Нашли ошибку или неточность в статье? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.