Академия художеств в Санкт-Петербурге — старейшее художественное учебное заведение России. За свою историю она превратилась в центр отечественного художественного образования и значимый культурный институт. Среди её выпускников — такие выдающиеся мастера, как Карл Брюллов, Илья Репин, Михаил Врубель и многие другие. Экспозиция музея Академии художеств включает обширную коллекцию произведений, написанных как педагогами, так и их учениками, и наглядно демонстрирует развитие российского творчества.
История
История Академии художеств в Санкт-Петербурге началась в середине XVIII столетия. При императрице Елизавете Петровне появилось учебное заведение — Академия живописи, скульптуры и зодчества, созданное благодаря усилиям учёного Михаила Васильевича Ломоносова и философа графа Ивана Ивановича Шувалова.
Спустя год началось формирование коллекции музея Академии. Его первыми предметами стали картины, эскизы и гравированные листы европейских художников, подаренные Шуваловым.
В 1764 году государыня Екатерина Алексеевна утвердила новый устав для учебного заведения, что значительно расширило его полномочия и возможности. Через год, на территории Васильевского острова, начали возводить каменный корпус под нужды академии, чьё возведение продолжалось до 1788 года.
После вступления Екатерины на царствование новым руководителем Академии был назначен Андрей Никитич Бецкой, пришедший на смену Шувалову. Под его покровительством в рамках академической структуры организовали Воспитательное училище, работавшее до конца века. Сюда принимали детей от пяти до шести лет и обучали их живописному мастерству, архитектурному проектированию, скульптурной практике, а также ювелирному ремеслу и созданию медалей. Образовательная программа длилась более десяти лет, в течение которых ученикам предписывалось вести полностью замкнутый образ жизни. Такая система была направлена на формирование «нового сословия», избавленного от негативного влияния внешнего мира.

Судьба Минервы: от разрушения до возвращения
На фото выше видно, что на крыше здания нет скульптуры Минервы. Ее деревянная модель была разрушена ударом молнии в 1840-е года. А копия появилась лишь в 1885 году, это была временная композиция из гипса, покрытая оловом. Скульптуру планировалось в ближайшее время отлить из бронзы или цинка, но из-за отсутствия финансирования планам не суждено было сбыться.
Вместо этого в начале 1900 года в Академии художеств случился крупный пожар, который не затронул экспонаты, но повредил помещения так, что появилась угроза падения Минервы. Снять ее не представлялось возможным, поэтому ее просто разломали прямо на месте.

Сто с лишним лет здание просуществовало без Минервы, и лишь только в 2003 году она вернулась на свое место, благодаря президенту Российской Академии З. Церетели и профессору В. Э. Горевому. Скульптура была увеличена в несколько раз и отлита из бронзы.
Формирование коллекции Музея Академии художеств
В течение всей своей истории фонд музея Академии художеств неустанно пополнялся. В музейное собрание поступали подарки от частных коллекционеров, в том числе целые собрания полотен графов Орловых и Николая Андреевича Кушелева-Безбородко, а также произведения искусства из императорских резиденций — Петергофа, Зимнего дворца и Ораниенбаума. Многие работы были переданы в дар энтузиастами искусства как добровольные пожертвования.
Чины высокого ранга и представители знати стремились получить звание посвящённого академика, осознавая значимость такого положения при императорском доме. По завершении процедуры выборов новые почетные участники академии обязаны были предоставить в учебное заведение портретную работу с собственным образом. Именно благодаря этому обычаю музейная коллекция обогатилась обширной галереей портретов академиков, преподавателей и почетных участников. Одна часть этих работ по сегодняшний день хранится в залах самого учебного заведения, тогда как остальные были переданы в музеи других городов для расширения национального культурного наследия.

Судьба Академии художеств после революции
После революции Академия художеств столкнулась с глубокими преобразованиями, затронувшими структуру подготовки в области искусства. Это был чрезвычайно сложный этап, когда сама идея "наследия искусства прошлого" стала связываться с устаревшими представлениями и идеологией минувшей эпохи. Особенно тяжёлыми последствиями пострадали музейные собрания картин, скульптур и графики в 1920–1930-х годах — эти коллекции были разделены, и значительная их часть была передана в крупные музеи, такие как Эрмитаж и Русский музей.
Многие экспонаты применялись для оформления общественных интерьеров. Коллекция также понесла потери из-за действий деятелей пролетарского искусства, стремящихся избавиться от всего, что воспринималось как «излишнее». Ценнейшие произведения искусства подверглись уничтожению, включая гипсовые копии древнегреческих и древнеримских статуй. Дополнительный урон нанес оперативный отбор и продажа значительной доли музейного фонда через Госфонд. После освобождения помещений здание было сдано в аренду, что кардинально преобразило назначение и облик музея.
Лишь в 1933 году, спустя годы после создания Ленинградской Всероссийской академии художеств, музей начал постепенно восстанавливаться. В 1947-м он вошёл в состав структурных подразделений Союзной академии художеств. В 1992 году музейное учреждение получило статус научно-исследовательского музея при Российской академии художеств, став особо значимым памятником культурного наследия России. Однако в результате драматических событий прошлых десятилетий музейная коллекция значительно сократилась.
Академия художеств во время блокады
В период Великой Отечественной войны здание Академии художеств и её флигели неоднократно подвергались бомбардировкам, став мишенью для немецкой авиации. Эти атаки оставили глубокий след в истории учреждения, нанеся значительный ущерб его архитектуре, коллекциям и инфраструктуре.
- В октябре 1941 года одна из авиабомб попала в стену студенческого общежития. Этот удар стал первым серьезным напоминанием о том, что война затронула не только жилые районы, но и культурные учреждения города.
- В апреле 1942 года авиабомба весом пол тонны поразила северо-восточный угол здания Академии. Снаряд пробил крышу и перекрытия третьего и второго этажей, разорвавшись на первом этаже в помещении столовой и кухни 5-го отдельного батальона выздоравливающих. В результате взрыва были повреждены внутренние помещения, что привело к временному прекращению работы жизненно важных служб.
- Очередной удар пришелся через пару недель того же года, когда на «Литейный двор» Академии были сброшены четыре бомбы весом по 0,25 тонн каждая. Разрушения оказались катастрофическими: мастерская профессора В. А. Синайского была полностью уничтожена, другие мастерские скульптурного факультета получили серьезные повреждения. Флигель с гаражом был разрушен, а три жилых корпуса сильно пострадали.

Несмотря на это, благодаря усилиям сотрудников и студентов Академии, многие ценные экспонаты удалось сохранить. В последующие годы после снятия блокады Ленинграда началась масштабная работа по восстановлению здания и его коллекций.
Архитектурные особенности здания и территорий
Академия художеств — одно из старейших зданий Петербурга, построенных в стиле классицизма. Его спроектировали архитекторы Кокоринов, Фельтен и Деламот. Здание состоит из четырёх одинаковых крыльев, образующих прямоугольник. В центре находится круглый двор, который ученики традиционно называют «циркулем».

Главный фасад Академии выходит на Университетскую набережную, построенную по чертежам архитектора Тона в период с 1832 по 1834 год. Набережную украшают две крупные скульптуры египетских сфинксов, установленные на высоких пьедесталах.

Главный вход выделяется торжественным портиком с колоннами, по бокам которых установлены статуи богини Флоры и Геракла.

Венцом главного купола стала фигура Минервы.

Посетители могут попасть во внутренний дворик через четыре дверных проема, над каждым из которых высечены надписи: «Живопись», «Скульптура», «Архитектура», «Образование». Эти слова обозначают ключевые сферы деятельности учебного заведения. На центральной площадке сооружения в 2003 году был воздвигнут памятник графу Шувалову — учредителю академии. Скульптором монумента выступил известный мастер Зураб Церетели. Попасть внутрь двора обычно сложно, хотя временами доступ возможен.

Здание окружают с двух сторон сады: Академический и Румянцевский. В первом установлены монументы Петру Клодту и Коста Хетагурову, а в самом сердце возвышается резервная колонна Казанского собора. На территории парка также находится конюшня, содержащиеся там лошади используются студентами для создания эскизов и зарисовок по натуре.

Экспозиция Музея Академии художеств
Постоянная экспозиция фонда Академии художеств размещена на трех этажах. С парадных галерей открывается захватывающая ретро-панорама, превращающая путешествие в мир искусства в удивительное и увлекательное занятие.
- Первый этаж знакомит посетителей с коллекцией слепков, созданных с известных античных скульптур, а также с архитектурными моделями из пробки, воспроизводящими древние памятники. Все экспонаты датируются XVIII–XIX веками.
- На втором этаже расположен «Академический музеум», который ранее был частью картинно-скульптурной галереи. Здесь представлен «золотой фонд» заведения, включающий уникальные произведения искусства.
- Третий этаж посвящен архитектуре Санкт-Петербурга XVIII–XIX веков. Здесь хранятся модели, рисунки и чертежи, отражающие историю создания знаменитых сооружений города.
Каждый этаж предлагает свой уникальный взгляд на развитие искусства и архитектуры, делая посещение музея незабываемым опытом.

Первый этаж – слепки XVIII-XIX веков
Постоянная экспозиция, расположенная на первом этаже музейного пространства, насчитывает свыше шестисот гипсовых копий. Эти изделия были изготовлены представителями итальянских мастерских в восемнадцатом и девятнадцатом столетиях по оригиналам, созданным ещё с третьего тысячелетия до нашей эры.

В помещениях можно увидеть скульптуры древнеегипетских, ассирийских и античных произведений искусства. Особенное внимание привлекает серия шедевров эллинского мира, включая произведения из святилища Зевса в Олимпии и сооружений Афинского акрополя. Среди самых узнаваемых объектов — воспроизведённые фигуры «Аполлона Бельведерского», «Афродиты из Милоса» и «Дискобола».

Выставочные залы компактны, но удобны для обзора. Каждый предмет сопровождается информацией о его авторе, времени создания, месте происхождения и названии. Некоторые помещения посвящены искусству Древнего Рима и эпохи Возрождения — там представлены воспроизведения портретов, статуй и композиций на сюжеты Священного Писания. Авторам удалось точно передать форму, пластичность и фактуру подлинников.

Особое место в собрании занимают точные реконструкции произведений Микеланджело Буонаротти. Также в коллекции представлены работы европейских скульпторов эпохи шестнадцатого — восемнадцатого веков, демонстрирующие разнообразие и богатство художественных традиций того времени.
Второй этаж: «Академический музеум»
Пространство второго этажа музея Академии художеств полностью занято под коллекцию живописных и скульптурных произведений. Выставка известна как «Академический музеум» и представляет собой уникальное собрание, раскрывающее эволюцию русской художественной традиции — начиная с её формирования и вплоть до современных течений.

Залы организованы в виде замкнутой галереи вокруг центрального двора. Здесь собраны картины, графические работы и предварительные наброски, выполненные студентами в процессе обучения. Также представлены учебные проекты по заранее утверждённым сюжетам, подготовленные кандидатами на присвоение титула художника, а также работы мастеров, создающиеся для получения высших академических наград и званий. Подобные произведения используются в качестве обучающих эталонов уже многие годы.

Особое внимание привлекают работы европейских авторов шестнадцатого — восемнадцатого столетий, среди которых — Аннибале Карраччи, Лука Джордано и Джованни Франческо Гверчино. Одним из украшений экспозиции является редкая подписанная картина фламандского мастера семнадцатого века — «Лот с дочерьми» Рубенса Яна ван Бломмендаля.

Музей также включает тематические разделы, посвящённые графике и чертежам, где собраны редкие и по-настоящему ценные издания. По линии главного фасада, выходящего на Университетскую набережную, выстроилась последовательность парадных залов. Попасть в них можно через парадный вестибюль второго этажа, оформленный колоннами и внушительной лестницей.

Конференц зал
Первым помещением является конференц-зал, который служит площадкой для различных мероприятий как самой Академии художеств, так и для внешних событий, доступных для аренды. Интерьер зала производит впечатление благодаря портретам выдающихся педагогов Академии XVIII–XIX веков. Особенно примечателен потолок с плафоном, диаметр которого превышает 17 метров.
Роспись купола символизирует «Торжество на Олимпе по случаю водворения изящных искусств в России», что добавляет помещению торжественности и исторической значимости. Покинув конференц-зал и повернув налево, посетители попадают в Рафаэлевский зал, продолжая своё путешествие по музею.

Рафаэлевский зал
В интерьере Рафаэлевского зала над дверными проёмами и на противоположной окнам стене представлены копии фресок Рафаэля и его последователей, украшающих знаменитые «станцы» Ватиканского дворца в Риме. Эти работы были выполнены студентами Академии, специально направленными для их создания. Особое место в зале занимает внушительная гипсовая статуя Диоскура — точная реконструкция одного из монументальных изваяний, установленных на Квиринальском холме в столице Италии.
Кроме постоянной экспозиции, в Рафаэлевском зале регулярно проводятся временные выставки. Информацию о расписании можно уточнить у администрации музейного комплекса Петербургской академии художеств или в онлайн-пространстве учреждения.

Тициановский зал
Тициановский зал практически не уступает по габаритам Рафаэлевскому. На центральной стене, расположенной в глубине помещения напротив окон, представлены копии работ художников Италии эпохи шестнадцатого — восемнадцатого столетий. Эти работы были созданы в тридцатые — пятидесятые годы XIX века как российскими, так и итальянскими живописцами. Подобно Рафаэлевскому залу, они выполнены техникой масляной живописи на полотне и полностью повторяют пропорции подлинников.
Особое внимание привлекают репродукции двух известных картин: «Мученичество святого Петра Доминикана» и «Вознесение Девы Марии». Их создали российский художник Иван Васильевич Бориспольцев и итальянец Франческо Скьявоне на основе полотен Тициана. Именно эти произведения дали помещению имя Тициановского. Примечательно, что оригинал картины, воспроизведённой Бориспольцевым, был утрачен при пожаре в храме, для которого он был написан. Следовательно, репродукция стала единственным точным отражением утерянного шедевра, что наделяет её особой ценностью.

Подобно Рафаэлевскому залу, здесь также проводятся тематические выставки, расширяющие рамки основной коллекции. Актуальную информацию о мероприятиях можно получить у администрации музея или ознакомиться на его официальном сайте.
Екатерининский зал
Рядом с Тициановским залом находится Екатерининский зал, который завершает парадную анфиладу. Несмотря на скромные размеры, он привлекает внимание своей изящной отделкой, особенно кессонированным куполом, украшенным позолоченными розетками.
Вдоль стен зала в специальных нишах размещены слепки античных скульптур. Их оригиналы являются частью коллекций ведущих европейских музеев. Эти копии подчеркивают связь Академии с богатым культурным наследием древнего искусства.
Третий этаж: архитектурные модели зданий
После ознакомления с экспозицией второго этажа маршрут продолжается дальше, куда ведёт лестничная конструкция с декоративными росписями и рельефными композициями. Здесь посетителей ждёт редкое собрание архитектурных макетов, история которого началась одновременно с основанием самой Академии.

Данный раздел экспозиции не оставляет никого равнодушным — ведь, всегда увлекательно наблюдать за архитектурными концепциями известных зданий на стадии замысла. Особую интригу вызывают модели, так и не воплощённые в реальность — нереализованные проекты великих архитекторов.
Корпус коллекции формируют деревянные макеты, наглядно демонстрирующие проекты самых значимых сооружений Петербурга, созданные в восемнадцатом и девятнадцатом веках. Эти работы отражают развитие архитектурного стиля и художественного видения эпохи.
Модель Троицкого собора
Одним из старейших экспонатов музея является деревянный макет Троицкого собора Александро-Невской лавры, созданный в 1720-х годах немецким зодчим Швертфегером. Однако по причине конструктивных просчётов проект так и остался нереализованным в своём оригинальном виде.

В музее этот макет представлен рядом с другим — разработанным через полвека по чертежам архитектора Старова. Именно этот вариант храма позже был возведён на территории лавры. Макет выполнен из комбинации липы, берёзы и древесины груши, а для отделки использовался воск.

Для удобства презентации обеих моделей в экспозиции спроектировали уникальную подставку с выдвижной конструкцией, позволяющую внимательно рассмотреть каждый элемент. Эти экспонаты наглядно демонстрируют эволюцию архитектурного замысла одного из ключевых сооружений Санкт-Петербурга.
Модель Смольного монастыря
Проект Смольного монастыря и собора, разработанный итальянским мастером Растрелли в период с 1750 по 1756 год, оформлен в форме модели, демонстрирующей оригинальную задумку архитектора. Специальный подвижной механизм позволяет детально изучить внутреннюю структуру храма, такой, какой её видел автор. Макет выполнен из липового дерева, а декоративные элементы выполнены отдельно — из свинца с последующей золочёной обработкой или же отлиты из гипса.

Однако при реализации замысла первоначальный проект претерпел значительные изменения. Многоярусная колокольня осталась нереализованной, вспомогательные купола были перенесены ближе к главному куполу, а большая часть богатого убранства так и не была воплощена. Эти корректировки заметно повлияли на внешний облик сооружения, сделав его отличным от изначального замысла.

Модель Академии художеств
В коллекции музея находится архитектурный макет Академии художеств, разработанный в 1764 году преподавателями Кокориновым и Деламотом. Для реализации проекта привлекли более 30 опытных мастеров, специализирующихся на обработке древесины.
Особенностью макета является его разборная конструкция, позволяющая детально изучить внутреннее устройство здания. Кроме того, представлено четыре варианта оформления главного фасада, раскрывающих творческие идеи архитекторов. Этот экспонат наглядно демонстрирует этапы проектирования одного из знаковых сооружений Санкт-Петербурга.

Модель Исаакиевского собора
Особое внимание привлекает деревянный макет Исаакиевского собора, разработанный в 1768 году зодчим Ринальди. Проект примечателен тем, что сочетает стилевые черты барокко и классицизма. Однако реализованный в камне храм Петербурга, возведённый по проекту Монферрана, значительно отличается от первоначальной задумки Ринальди.

Именно поэтому данный экспонат представляет особую ценность: он даёт возможность глубже понять замысел архитектора и сопоставить его с финальной версией сооружения. Этот макет наглядно демонстрирует, как трансформировались архитектурные идеи в процессе строительства одного из главных символов города.

Как попасть в музей Академии художеств
Чтобы попасть в музей Академии художеств надо купить билет в кассе или на официальном сайте. Если вам скучно и неинтересно рассматривать экспонаты без получения подробной исторической информации о них, рекомендуем там же приобрести экскурсию, либо воспользоваться услугами частных гидов, найти которых можно на сайте Tripster. Рекомендованные карточки этого ресурса представлены ниже.
Как добраться
Добраться пешком до музея Академии художеств можно за 14 минут (1 км) от ближайшей станции метро "Василеостровская". Кратчайший маршрут будет проходить по 6-й и 7-й линии В. О. до Университетской набережной. Вы пройдете мимо памятника Василию Корчмину, Андреевского собора, Башни грифонов, музея-квартиры имени И. П. Павлова, памятника Д. Трезини. После выхода на набережную поверните налево и идите прямо еще метров 100 до финиша. Через дорогу вы увидите Благовещенский мост.
Нашли ошибку или неточность в статье? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.