Казанский кафедральный собор относится к центральным достопримечательностям Санкт-Петербурга. Храм – место хранения списка знаменитой иконы, именем которой он назван, и памятник русской ратной доблести.
История
В конце XVIII в. наследник российского престола Павел Петрович путешествовал по европейским странам. Римский собор св. Петра произвёл на него такое сильное впечатление, что, взойдя на престол, Павел I вознамерился построить подобное сооружение и в своей столице. С этого момента началась история Казанского собора в Санкт-Петербурге.
От проекта до строительства
Новый храм воздвигался для замены обветшавшей придворной церкви Рождества Богородицы, сооружённой в первой половине XVIII столетия. Она была заметным строением: шпиль её 58-метровой колокольни перекликался с адмиралтейским. В церкви хранилась святыня – список Казанской иконы Божией Матери. В Рождественской церкви венчались монаршие особы и отмечались ратные достижения. В середине XVIII в. церковь даже приобрела статус соборной, и стала главным храмом города.
В первом конкурсе проектов нового храма, объявленном на рубеже XVIII–XIX вв., участвовали именитые итальянские архитекторы, работавшие в России. Но ни один из представленных вариантов императору не понравился.
После этого глава Академии художеств граф Александр Строганов использовал своё влияние для привлечения внимания к архитектурному дару своего бывшего крепостного – Андрея Воронихина. Покровительствуемый графом малоизвестный архитектор имел хороших учителей в лице Василия Баженова и европейских специалистов. Именно он и построил Казанский собор.
Представленный Воронихиным проект был одобрен следующим императором Александром I – сыном тогда уже покойного Павла I. Так бывший крепостной стал архитектором Казанского кафедрального собора. В 1801 г., состоялась закладка грандиозного сооружения, на которой присутствовал монарх. А граф Строганов возглавил попечительский совет, курировавший строительные работы.
Освящение и жизнь собора
Граф не переоценил талант своего протеже. Казанский кафедральный собор, который был построен в 1801–11 гг., обессмертил имя Воронихина. Освящение Казанского собора состоялось в сентябре 1811 г. Архитектор за это творение получил орден и право пожизненной пенсии.
По окончании строительства в соборе начались отделочные работы, которые возглавил выдающийся архитектор Огюст Монферран (автор Исаакиевского собора и Александровского столпа). Иконостасные образы создавали известные русские художники, среди которых были Брюллов, Кипренский и Боровиковский. Особой популярной стала заалтарная икона «Взятие Богородицы на небо» Брюллова. Впоследствии иконостасы храма (главный и приделов) были облицованы серебром.
С 1870 г. собор стал местом деятельности благотворительной организации. В её состав входили структурные подразделения – приюты для стариков, детей и бездомных, столовая для бедняков, учебные заведения, дешёвые квартиры. Во время войны здесь же собирались тёплые вещи для отправки воинам на передовую.
При этом Казанский собор продолжал оставаться придворной церковью. В нём венчались монаршие особы, звучали благодарственные молитвы при неудачных покушениях, отмечались царственные юбилеи. В 1913 г. празднование 300-летия дома Романовых омрачилось трагедией. В столпотворении во время праздничной службы в храме погибло 34 человека.
Собор после революции
Со сменой власти для храма наступили трудные времена. В 1922 г., в рамках изъятия церковных ценностей, интерьер собора лишился двух тонн серебра. Церковная утварь собора оказалась в нескольких музеях. В следующем году храм отдали обновленческой церкви а в 1932 г. – и вовсе закрыли. С купола сняли крест, заменив его позолоченным шаром.
В том же году, к счастью, в здании начал функционировать Музей истории религии и атеизма. Статус крупного музея способствовал сохранению оставшихся ценностей. А музей действительно был интересным. Его богатая экспозиция представляла историю и развитие разных религий. Демонстрировались относящиеся к ним иконы, предметы культа, амулеты. Музей имел крупнейшую религиоведческую библиотеку, которой пользовались и научные учреждения.
Собор во время блокады и восстановление
В тяжёлые годы ленинградской блокады несколько снарядов угодило в храм. Нанесённые ими повреждения были устранены во время послевоенного капитального ремонта.
Памятники командующим первой Отечественной войны 1812 г. (см. ниже) были замаскированы, но не спрятаны. Они напоминали героическим жителям блокадного города о подвигах предков. Возле монументов клялись в верности Родине бойцы второй Отечественной, с честью выполнившие свой воинский долг.
В 1946 г. архитектурный ансамбль музея был дополнен фонтаном, перенесённым в центр близлежащего сада из другого места. Его чугунная ограда, отлитая по проекту Воронихина, – также произведение искусства.
В первые постсоветские годы, параллельно с возобновившимися богослужениями, музей продолжал свою деятельность. Полный возврат храма РПЦ произошёл в 2000 г.: на куполе был снова водружён крест, а собор получил почётный статус кафедрального. Музей же, уже в нашем столетии, переехал в другое здание. В 2003 г., к 300-летию города, собор обзавёлся новым двухметровым четырёхтонным колоколом.
Архитектура Казанского собора
Согласно церковному канону, в культовых сооружениях алтарь ориентируется на восток, а основной вход – на запад. Он должен был выходить на главную магистраль города – Невский проспект. Но конфигурация выделенного на нём участка под строительство не позволила это сделать: на проспект выходил боковой вход строящегося собора.
Воронихин блестяще разрешил этот архитектурный конфликт. Выходящий на Невский боковой фасад был дополнен окаймляющей его с обеих сторон величественной полукруглой колоннадой, тем самым визуально став парадным. Колоннаду составили 96 травертиновых коринфских колонн высотой по 14 метров, размещённые в четыре ряда.
Центральную часть колоннады занял шестиколонный портик с треугольным фронтоном. Он оформлен барельефом «Всевидящее око». По обе стороны колоннады появились массивные порталы-проезды.
Очевидна архитектурная параллель колоннады Казанского собора с построенной Джованни Бернини в Риме перед храмом св. Петра. Что же касается собственно собора, то Казанский существенно отличается от римского.
Казанский собор в Санкт-Петербурге выстроен в форме длинного креста. Под центральным куполом находятся 16 больших круглых окон.
Фасады сооружения облицованы местным камнем – серым известковым туфом, добывавшимся близ посёлка Пудость. Фасады декорированы рельефами и четырьмя бронзовыми статуями:
- Иоанна Предтечи работы Мартоса;
- апостола Андрея Первозванного за авторством Демут-Малиновского;;
- князей Владимира и Александра Невского, созданными Пименовым.
На окружающих барельефах изображены сюжеты земной жизни Богородицы, а со стороны набережной канала Грибоедова открывается взору красивая икона Казанской Божией Матери.
Всевидящее око
Отечественная война 1812 года превратила Казанский собор в склад военных трофеев, армейских знамен, ключей от захваченных городов и других реликвий, приобретенных во время военных столкновений.
Существует легенда о том, что М. И. Кутузов перед началом войны с Наполеоном посвятил себя в масонство, благодаря которому он стал более дисциплинированным и мужественным. К тому же существует объективное мнение, что храм являлся масонским пристанищем, ведь на фронтоне и внутри Казанского собора висит Всевидящее око, имеющее дурную славу.
Однако историки твердят, что масоны тут не причем. Оказывается Всевидящее око считается символом Бога, треугольник – Святой Троицей, сияние – неприступной славою, треугольник – всевидящим Провидением.
Александр I приказал нанести этот знак на ордена и медали после победы в Отечественной войне. К тому же символ тайного общества можно увидеть на Александровской колонне.
Врата рая
Выходящие на Невский бронзовые северные ворота храма скопированы с «Врат рая» XV в. баптистерия (крестильни) Сан-Джованни во Флоренции, – творения итальянского мастера Лоренцо Гиберти. А десять барельефов врат изображают многочисленные ветхозаветные сюжеты.
Памятники
После смерти в 1818 г. Барклая де Толли, император Александр I решил увековечить память двух выдающихся русских полководцев, командовавших армией в период Отечественной войны 1812 г. Но реализовать эту идею удалось лишь в 1837 г., к 25-летнему юбилею победы. В правление следующего императора Николая I было решено установить их памятники перед Казанским кафедральным собором. С его западной стороны появился памятник Барклаю де Толли, а с восточной – Кутузову М. И.
На памятнике Барклаю-де-Толли перед Казанским собором маршал (фельдмаршалом он стал позже), возглавлявший отступавшую армию, смотрит вдоль, словно прозревая грядущую победу. Его левая рука держит маршальский жезл.
Памятник Кутузову возле Казанского собора более динамичен. Обнажённая шпага на статуе Кутузова, переломившего ход войны, словно грозит врагу, а фельдмаршальский жезл указывает направление атаки. У ног полководца – знамена поверженных французских войск.
Оба памятника стали популярными в народе. Для их лучшей сохранности в 1839 г. их огородили чугунными оградами, которые впоследствии сменили металлические тумбы с цепями.
Затянувшаяся реализация создания памятников была связана с не совсем обычными препятствиями. Дело в том, что к тому времени сложилась стойкая традиция изображать военачальников в античных мантиях или римских туниках. Поэтому условие изображения полководцев в их реальных мундирах было непривычным для многих скульпторов. В конце концов оно было выполнено двумя скульпторами, изготовившими эскизы. Одним из них был Борис Орловский, победивший в конкурсе. Отлил памятники мастер Василий Екимов.
Из нескольких предложенных вариантов постаментов следующий император Николай I выбрал предложенный архитектором Василием Стасовым. Гранитные постаменты с высеченными на них буквами изготовил каменотёс Самсон Суханов.
Места установки памятников вписаны в боковые порталы, обрамляющие их при взгляде издали. Открытие состоялось 25 декабря 1837 г. К сожалению, до него всего несколько дней не дожил их автор – Борис Орловский.
Интерьер Казанского собора
Казанский собор внутри впечатляет не меньше, чем извне. Внутреннее убранство делится на три нефа с 56-ью розовыми гранитными колоннами с позолоченными капителями. Длина широкого главного нефа – 69 м. Боковые нефы с кессонными потолками значительно уже. Их потолки украшены стилизованными алебастровыми цветами.
Пол облицован серым, розовым и белым карельским мрамором с вкраплениями малинового порфира на особо важных участках. Свет, проникающий из широких подкупольных окон, создаёт иллюзию парящего купола. Ажурные лепные орнаменты и скульптурные композиции украшают весь интерьер.
Главная реликвия храма – список Казанской иконы Божией Матери, найденной в Казани. В 1579 г. в этом городе случился катастрофический пожар. Через два дня местной 10-летней девочке приснилась Богородица, повелевшая в обломках сгоревших домов искать Её икону. В указанном месте, на метровой глубине, действительно нашли святой образ. Большинство специалистов считает, что оригинал иконы был утерян.
Хранящийся в Казанском соборе список предположительно был создан для царицы Прасковьи Фёдоровны, и привезён в столицу по указанию Петра I в начале XVIII столетия.
После закрытия в 1932 г. Казанского собора реликвия была в других церквах. В конце 30-х годов она оказалась в Князь-Владимирском соборе, откуда в 2001 г. была возвращена в Казанский. Иконостас по проекту Константина Тона, уничтоженный в советские годы, восстановили в начале нынешнего столетия.
Могила Кутузова в соборе ограждена изящной решёткой по проекту Воронихина. Над могилой – часть многочисленных военных трофеев полководца в виде знамён и ключей побеждённых городов.
А вы знали, что для Казанского собора была создана запасная колонна, предназначенная для установки внутри храма на случай повреждения одной из основных? Однако она не пригодилась, и сейчас красуется в центре сада Академии художеств.
Богослужения
Казанский собор сегодня – это функционирующий православный храм. Богослужения в Казанском соборе проводятся регулярно.
Совет! Актуальное расписание богослужений на ближайшие дни смотрите на странице официального сайта.
Туристы, заходящие в храм во время них, должны вести себя соответственно. Некорректно входить в спортивных костюмах или в открытой одежде. Мужчины должны быть с непокрытой головой, а женщины – наоборот, покрыть голову платком. Очевидно, что в церкви неуместны разговоры по мобильным телефонам, поэтому их звук должен быть выключен. Фотографировать, оказывается, во время мероприятий также запрещается, одна из служащих на меня хотела пожаловаться за «оскорбление чувства верующих».
Экскурсии
Экскурсии по Казанскому собору в Санкт-Петербурге бывают официальные (можно приобрести в кассе музея, подробнее на странице официального сайта) и частные, отличающиеся более насыщенной экскурсионной программой и, соответственно, ценой.
Покупая обзорную экскурсию в кассе Казанского собора, вы подробнее узнаете об истории возведения, иконе Казанской Божией матери, о полководце М. И. Кутузове.
Частные гиды обычно размещают свои услуги в социальных сетях, либо в агрегаторах экскурсионных программ, крупнейшая из них – это tripster.ru. На этом сайте мы насчитали более 20-ти экскурсий, связанных с Казанским кафедральным собором и, каждая из них по своему оригинальна. У вас будет возможность выбрать транспорт для перемещения: автомобили, самокаты и, даже теплоходы. Посмотрите снизу примеры некоторых программ.
Интересные факты
- Собор Казанской иконы Божьей Матери – полностью русский архитектурный феномен. Он был сооружён коллективом отечественных специалистов во главе с бывшим крепостным, и из отечественных строительных материалов. Не составляет исключения и возглавивший отделочные работы француз Огюст Монферран, более 40 лет трудившийся в России. А вот стиль Казанского кафедрального собора напоминает итальянский классицизм.
- Некоторые первоначальные задумки не были реализованы. Так, планировалось построить ещё одну аналогичную колоннаду с противоположной южной стороны храма. А каменные пьедесталы по краям построенной северной колоннады предназначались для установки статуй архангелов Михаила и Гавриила. Их гипсовые прототипы даже находились на пьедесталах до 1824 г.
- Первый иконостас собора по проекту архитектора Константина Тона, появившийся в 1836 г., был отлит из серебра, отбитого у французов в 1812 г. Именно отбитого, а не захваченного: это серебро было похищено из русских церквей.
- 12 сентября ежегодно проходит крестный год, посвящённый покровителю города Александра Невского. Он начинается от Казанского сбора, завершаясь в Александро-Невской лавре.
- Высота собора – 71,5 м, что соответствует 25-этажному дому. Длина храма –72,5 м, а ширина – 56,7 м. В северной столице по размерам он уступает только Исаакиевскому собору.
- Ради постройки храма было снесено 11 жилых домов, хозяева которых получили щедрую государственную компенсацию.
- Для укрепления куполов собора впервые в мире в строительстве применялись металлические конструкции.
И еще несколько интересных фактов о Казанском кафедральном соборе:
- Постройка Казанского собора обошлась казне в 4,7 млн. руб.
- Храм дал название одноимённым улице, мосту и острову.
- 152 колонны сооружения делятся на 96 внешних и 56 внутренних.
Как добраться
Добраться до Казанского кафедрального собора проще простого, так как вон находится в самом центре Санкт-Петербурга, в пешей доступности от 3-х станций метро: Адмиралтейская, Гостинный двор, Невский проспект. К тому же купол храма виден уже издалека над крышами домов.
- Гостинный двор, Невский проспект (~2 минуты) – каждая из этих станций имеет по два выхода на поверхность, поэтому вам нужно подниматься по эскалатору, ведущему в вестибюль на канале Грибоедова. Как только вы окажетесь на улице, взгляните налево, за Невским проспектом будет красоваться величественный храм. Кстати, главное фото статьи как раз сделано с этого места.
- Адмиралтейская (~9 минут) – от этой станции нужно выйти на Невский проспект, повернуть направо и идти вдоль него около 500 метров, попутно любуясь окружающими достопримечательностями, такими как Зеленый мост, Строгановский дворец, доходный дом Елисеевых и церковь Петра и Павла.
Нашли ошибку или неточность в статье? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.
Утверждение насчёт Всевидящего ока масонов в корне неверно. Если взглянуть на приближенные фотографии фронтона в хорошем качестве, то видно, что сам треугольник без изображения Глаза/Ока внутри (а именно так выглядит символ "вольных каменщиков"). Треугольник в данном случае символизирует Творца, а лучи - всепроникающий Святой Дух. Насчёт предположения, что Кутузов был посвящён во многие братства - это на самом деле исторический факт, а никакая не легенда. Среди них - влиятельный член шотландского ложе "Сфинкс", член немецкого ложе "Три Ключа", имел высшую степень посвящения в Шведской системе и др.
Ну и судьба же у сооружения- от Храма до Музея истории религии и атеизма! Очень хочу там побывать. Внутренние мраморные колонны завораживают. И собор идеально вписывается в архитектуру города. А вот жаль что фотографировать запрещено. Не вижу оскорбления чувств верующих в том что это величие останется на фото. Ведь история последних десятилетий показывает что фотографии подобных сооружений могут пригодиться. Вспомним Собор Парижской богоматери.
Фотографировать в храме можно, тоолько без вспышки
Сама живу в Петербурге, а таких подробностей и не знала, стыдно) На самом деле дух захватывает в таких местах, ну и летом фотографируемся там часто. Надо бы еще на богослужбе там побывать
Дааа, красивый собор, Питер это, конечно, наша маленькая российская Европа))) В туристических целях в Казанском бывал, хотел на воскресную службу попасть, так и не нашел расписание(
Видел где-то в соц. сетях фотографии из какой-то кафешки (или ресторана?), там вид красивенный прямо на этот собор выходит. Кто-нибудь знает как называется? В гугле найти не сумел...
Там таких кафешек полно. Один из лучших - Пироговый дворик. Там на 2 этаже столики прижаты в плотную к большим окнам до пола. Весьма романтично.