Строгановский дворец, расположенный на перекрестке Невского проспекта и Набережной реки Мойки, является одним из главных украшений Санкт-Петербурга. Трехэтажное здание в стиле барокко хорошо известно ценителям архитектуры, живописи и искусно выполненного дворцового убранства.
Особенности архитектурного стиля
В соответствии с проектом архитекторов, Строгановский дворец построен в виде буквы «Г». Дома, расположенные на месте пересечения Невского проспекта и реки Мойки, объединены общим фасадом. Все строения трехэтажные. Стиль Строгановского дворца – барокко, господствовавшее в XVIII столетии. Кстати, рекордные сроки постройки можно объяснить тем, что здания возводились на уцелевших после пожара фундаментах, а также на отчасти уцелевших фрагментах нижних этажей.
На Невский проспект и реку Мойка смотрят фасады, декорированные однотипной лепниной, выполненной в итальянских традициях. В центре каждой находится портик с фронтоном, Последний изображает герб Строгановской династии – двух соболей, сжимающих в передних лапах щит, украшенный головой медведя. Все это великолепие венчает баронская корона. Геральдика символизирует участие Строгановых в освоении сибирских просторов.
Архитектурный облик здания подчеркивает знатное происхождение и богатство династии Строгановых. Фасад нежно-розового цвета вызывает ассоциации с благородством и величием дворянской знати того времени, ее самобытностью и утонченностью. Сторона фасада, окна которой смотрят на главный проспект второй российской столицы, украшена кариатидами. Упомянутые выше медальоны, расположенные в межоконных простенках, символизируют приверженность Строгановской династии Отечеству.
С момента постройки дома и до трагических событий 1917 года в его перманентном украшении принимали участие многие известные зодчие, в том числе, знаменитый Карл Росси.
Внутреннее убранство
Вход в здание украшен фигурами сфинксов, вырезанными из гранита. Строгановский дворец внутри так же великолепен, как снаружи. Всего в нем имеется пятьдесят залов, каждый из которых декорирован по-своему. На нижнем этаже дворца проживала обслуга, второй и третий были предназначены для приемов, званых обедов и балов. Там же жили хозяева жилища.
Все внутреннее убранство обители Строгановской династии поражает роскошью и свидетельствует об изысканном вкусе хозяев. Каждый зал по-своему уникален. Одни предназначались для проведения балов, другие для званых обедов, в третьих устраивали музыкальные вечера. Первоначально оформлением залов занимался Бартоломео Растрелли.
В 1790 дворец постигло несчастье – произошел пожар, уничтоживший все внутренние интерьеры за исключением танцевального зала. Однако планы и рисунки Растрелли сохранились, и архитектор Воронихин смог воссоздать то, что пострадало от огня. Интересно, что этого талантливого юношу Строгановы выкупили из крепостных и отправили на обучение за границу, откуда он вернулся профессиональным зодчим. Под его руководством к дворцу были пристроены флигели и здание стало четырехугольным.
Музей во дворце Строгановых
Сегодня любители искусства могут не только получить удовольствие, прогуливаясь по изящным залам этой жемчужины отечественной архитектуры, но и посетить музей в Строгановском дворце, представляющий собой филиал Русского музея. Здесь выставлены образцы работ известных во всей Европе мастеров оформления дворцовых интерьеров.
Новая передняя
Интерьер Новой передней комнаты занимался Ф. Б. Растрелли в середине XVIII века. Однако в XIX веке в зале был сделан ремонт, повлекший за собой установку двух угловых печей с зеркалами, а также замену отделки стен и потолка в стиле второго рококо. Примечательно, что зал имеет мраморный пол вопреки паркету в остальных помещениях. В начале XIX века зал служил приемной для П. А. Строганова.
Большой зал
Большой зал служил для проведения балов и концертов. Огромное помещение было оборудовано хорами для музыкантов, декорирован гигантскими зеркалами, обрамленными лепниной с растительной тематикой. Свет проникал через двуярусные окна, занимающие всю поверхность стены.
По периметру зала проходит карниз, который держат на своих плечах кариатиды и атланты. Весь потолок занят плафоном работы итальянца Джузеппе Валериани под названием «Триумф Героя».
Его подпирают колонны, между которыми видны ниши. Стены зала украшены лепниной, созданной по эскизам Растрелли. Пол выстлан наборным паркетом, изготовленным из экзотической древесины.
Большая гостинная
Большая гостинная раньше была меньшей площади, чем сейчас, и имела всего 3 окна. После того, как в ней решила поселиться княгиня Е. П. Салтыкова (дочь П. А. Строганова), пространство расширили и начали оформлять в стиле позднего классицизма. Однако работа была завершена уже в стиле второго рококо, так как во время перепланировки княгиня решила, что ей больше по душе ретроспективный стиль. Но все же некоторые элементы интерьера остались со времен А. Н. Воронихина: камин, двери, отделка.
Малая гостинная
Малая гостинная служила апартаментами для графа П. А. Строганова. Отделку проектировал все тот же А. Н. Воронихин. Он сократил ее размеры для того, чтобы разместить лестницу, ведущую в галерею Большого зала. К середине XIX века, имеющуюся на стенах роспись, разбавили дополнительными элементами и декоративными фризами. Во времена СССР дверь из Малой в Большую гостинную была замурована искусственным мрамором.
Картинная галерея
Галерея включает в себя центральный зал и пару лоджий, замыкающих его с двух сторон. Главный зал обрамлен колоннами и барельефами, на которых угадываются аллегории двух видов искусства – живописи и скульптуры. Обитые шелком стены украшают живописные полотна из коллекции А.С. Строганова, который, в свою бытность главой Академии художеств, проводил здесь занятия со студентами. Украшением картинной галереи является монументальная ваза из малахита. Посетители этого зала могли отдохнуть на обитых зеленым шелком диванах и креслах.
Минералогический кабинет
Минералогический кабинет по праву считается жемчужиной всего комплекса. Представители династии проявляли искренний интерес к геологии и занимались коллекционированием минералов. Кроме ценных камней в кабинете располагается большая библиотека. Минералы выставлены на одном ярусе, а книги – на другом.
На первом ярусе внимание привлекают барельефы, символизирующие четыре известные стихии. Второй ярус подпирают колонны из мрамора. Пол сделан из наборного паркета, а потолок украшен большим плафоном.
Арабесковая гостиная
В Арабесковой гостинной можно насладиться лицезрением живописных панно, на которых изображены различные животные, являющиеся копиями ватиканских фресок работы Рафаэля. Вход в арабесковую гостиную встречает посетителей копиями изображений, когда-то служивших украшением виллы Цицерона.
Зал с дубовым камином
Зал с дубовым камином знаменит своей резной мебелью и множеством живописных полотен. На них изображены различные животные и процесс охоты на них, которым был не на шутку увлечен последний владелец дома.
Большой кабинет
В начале XIX века графиня С. В. Строганова здесь увлекалась искусством и отдыхала в свободное от работы время. Зал тогда был без окон, поэтому пространство освещалось единственным фонарем в потолке. Камин из мрамора появился через несколько лет после обоснования графини. В большом кабинете С. В. Строганова любила писать и экспонировать картины.
Малый кабинет
Малый кабинет принадлежал графине Софье Строгановой, которая пожелала оформить его, как античный храм. Работу выполнил Воронихин, использовав классический стиль со свойственными ему колоннами из мрамора. Интересная коллекция французской живописи находится здесь же.
Греческая комната
Греческая комната выдержана в подчеркнуто строгом лаконичном стиле – отделка мрамором, барельефы, роскошный камин и пол из пальмового и палисандрового паркета.
Парадная столовая
Из Парадной столовой открывается вид на главный проспект города и пересекающую его речку. Зал наполнен светом, который обеспечивают гигантские зеркала, делающие помещение просторнее, чем оно есть.
Экспозиции
Для посетителей наибольший интерес представляет постоянная выставка в Строгановском дворце, которая демонстрирует самые интересные экспонаты, и меняющиеся временные экспозиции. Образцы русского ампира, редкие минералы, старинные книги, полотна выдающихся живописцев, золочёная фарфоровая посуда с алмазной резьбой, произведенная во времена правления Александра I, вазы из различных материалов, уникальная мебель – все эти экспонаты можно увидеть в Строгановском дворце.
Билеты и экскурсии
Взрослым вход в музей платный – от 400 руб., а детям 3-16 лет – бесплатно. Билеты можно купить в кассе или на странице официального сайта, выбрав дату и время посещения. Гулять по залам можно сколько душе угодно. Разрешается фотографировать без вспышки и штатива, иначе – 250 руб.
В кассах, расположенных сразу за входными дверями, можно приобрести групповую обзорную экскурсию в Строгановский дворец с гидом, продолжительностью от часа до полутора. Он проведет вас по всем залам и подробно расскажет обо всех деталях дворцового убранства.
На сайте tripster.ru можно приобрести более интересные и оригинальные экскурсии, касающиеся Строгановского дворца. Это популярная площадка, на которой опытные гиды размещают свои услуги, проводят встречи и делятся знаниями.
Тест на внимательность. Как вы думаете, в каком зале висит такая красивая люстра?
Интересные факты
- В Санкт-Петербурге циркулировали упорные, хотя и неподтвержденные слухи о пожаре, предшествовавшем постройке строения. Дело в том, что придворный повар, которому принадлежало одно из зданий комплекса, никак не хотел продавать его Сергею Григорьевичу Строганову. Лишь после пожара он согласился на продажу. Став владельцем всех трех зданий, Строганов выразил свою радость, сказав: «Ну, наконец-то». Из-за произошедших событий его подозревали к причастности возгорания.
- Многим известен интересный факт о Строгановском дворце, касающийся наименования мясного блюда под названием «бефстроганов». Этот деликатес придумали повара по заданию большого гурмана – графа Александра Григорьевича Строганова, после чего оно стало общепринятым.
- Граф любил большие компании и собирал во дворце до пятисот гостей, которых принимали с уважением и оказывали каждому знаки внимания.
История Строгановского дворца
История Строгановского дворца уходит своими корнями в XVIII век, а жизнеописание его владельцев еще глубже – во времена правлении Ивана IV Грозного.
Кем были Строгановы
До того как Строгановым был присвоен дворянский титул, они были успешными промышленниками и купцами, хотя и имели крестьянское происхождение. Баснословное состояние представители династии получили благодаря своему участию в промышленной деятельности, сельском хозяйстве, разработке полезных ископаемых, а также занятию рыбным и пушным промыслом.
В середине XVI века Иван Грозный пожаловал семейство Строгановых грамотой, которая позволила членам семьи осваивать земли Предуралья, финансировать и организовывать поход Ермака на Сибирь. Дворянами Строгановы стали благодаря Василию Шуйскому, который так отблагодарил их за помощь в Смутное время.
Члены династии придерживались традиции служения Богу, царю и Отечеству. Так Император Петр Великий получал от них финансирование во время войны со шведами. Когда шла Северная война, Григорий Дмитриевич Строганов сделал подарок императору в виде двух военных фрегатов, чему Петр был несказанно рад. В ответ на благодарность даритель оснастил артиллерийскими орудиями два боевых корабля.
Свои указом от 1722 года Петр Великий пожаловал сыновьям Григория Дмитриевича баронский титул. Это событие стало поводом для того, чтобы младший отрок соратника правителя Российской империи Сергей Григорьевич решил построить семейное здание в самом центре Санкт-Петербурга, пригласив для этого любимца Елизаветы Петровны – знаменитого Франческо Бартоломео Растрелли. Интересно, что тот работал только над государственными заказами, но уступил Строганову с позволения императрицы.
За все время существования Строгановского дворца до рокового для страны 1917 года в нем сменились 7 поколений династии Строгановых, имевших графские и баронские звания.
Предыстория строительства
Предшественник сегодняшнего дворцового сооружения представлял собой незаконченное строение, бывшее в собственности некого Иоганна Неймана. Данное здание должно было органично войти в комплекс из трех домов, два из которых принадлежали служившему при дворе повару Шестакову и адъютанту столичного генерала по фамилии Янков. Дом Неймана приобрели три брата Строгановых – Сергей, Николай и Александр. Произошло это в 1742 году, хотя по другим данным, здание стало собственностью Сергея Григорьевича Строганова шестью годами раньше.
Новые собственники были недовольны внешним обликом своего приобретения, поскольку соседние здания, принадлежавшие адъютанту и повару, ничем не отличались от их будущего дома. Однако сделать ничего не могли, настолько строгими были в те времена правила градостроения. Им ничего не оставалось, кроме как заняться интерьерами, для чего владельцам и потребовался Растрелли.
Не было счастья, да несчастье помогло. На набережной Мойки случился серьезный пожар, результатом которого стало практически полное уничтожение всего домового комплекса. Все здания стали собственностью Строгановых, а после пожарища решено было возвести дворец.
Как строили Строгановский дворец
За дело взялись с небывалым размахом. Архитектура Строгановского дворца, выдержанная в стиле барокко, соответствовала традициям того исторического периода. Здание выстроили за год с небольшим, и уже в октябре 1854 года отметили новоселье, на котором присутствовала Елизавета Петровна – российская императрица. Ей настолько понравилось жилище Строгановых, что свой ближайший день рождения она праздновали именно в нем. Правда, с новосельем немного поспешили, поскольку к приему гостей были готовы лишь семь залов, в связи с этим всем пришедшим пришлось питаться по очереди.
Полностью завершено строительство Строгановского дворца было через два года. Во всем великолепии он предстал перед петербургской публикой 30 сентября 1756 года. Архитектором был, естественно, Растрелли, за что он получил щедрое вознаграждение. Кстати, это здание является единственным сохранившимся в первозданном виде строением, которое построил знаменитый архитектор Строгановского дворца.
Внутреннее устройство дворцового сооружения включало в себя более пятидесяти помещений, но ни одного, выполнявшего функции спальни. Ставший владельцем здания после кончины Сергея Григорьевича его сын Александр ночевал, где придется – то в креслах, то на кушетках, а то и вовсе на раскладушке, предназначенной для походной ночевки. При этом обслуга здания, состоявшая из артистической, рабочей и кулинарной братии, состояла из почти 600 человек.
Отделывали интерьеры Строгановского дворца опытные специалисты художественного дела из Италии. Делом их искусных рук является: галерея, декорированная позолоченными статуями и зеркалами; парадная лестница, украшенная металлическими перилами, покрытыми позолотой и прочие, не менее красивые помещения.
Окна Строгановского дворца разделены простенками, украшенными медальонами, на которых виден профиль мужчины. По одной версии, это изображение Сергея Григорьевича Строганова, по другой – Бартоломео Растрелли.
Обладатель графского титула Алексей Сергеевич, ставший полноценным владельцем сего богатства после ухода из жизни отца, занимался благотворительностью в больших масштабах, состоял на должностях президента Академии художеств и директора Публичной библиотеки.
Он также был крупнейшим в России коллекционером живописных полотен, в том числе, творений самых известных зарубежных художников, и образцов искусства ваяния, вышедших из-под резца самых знаменитых скульпторов. В библиотеке Строгановых хранилось огромное количество книг.
Строгановский дворец на Невском проспекте в те времена был местом, где кипела творческая и культурная жизнь столицы. Здесь проходили балы, маскарады, театральные представления. Залы Строгановского дворца повидали многих звезд оперной сцены того времени.
Когда граф Алексей Сергеевич почил в бозе, владельцем дворца стал его наследник – Павел. Его сын не смог унаследовать сие богатство, поскольку был убит в битве при Краоне. Поэтому графу пришлось учредить майорат династии Строгановых, согласно которому все неделимое имущество после кончины владельца переходило по старшинству наследования.
В числе последних владельцев дворцового сооружения, носивших фамилию Строганов, был граф Сергей Александрович. Он стал известен, благодаря тому, что при нем во дворе, расположенном на внутренней территории здания, проводили так называемые открытые обеды, посетить которые разрешалось любому горожанину, даже самому неимущему. В тот же период времени был разбит небольшой садик. Сам граф дворец в качестве жилья не использовал, поскольку покинул Российскую Империю в 1912 году и обосновался во Франции, там и скончался.
Последствия революции
После октябрьского переворота 1917 года для Строгановского дворца настали тяжелые времена. С 1919 по 1929 гг. в здании функционировал музей, считавшийся филиалом знаменитого Эрмитажа. Но затем музей сменила Сельскохозяйственная Академия, являвшаяся частью Ботанического института.
Победивший пролетариат решил, что предметы искусства и живописные полотна не нужны Советской республике и стал их продавать на Запад, распихивать по другим музеям, а что-то и просто расхищать. Сельхозакадемия передала помещения организации, занимавшейся судостроением.
Лишь на закате перестройки власти Ленинграда решили воссоздать Строгановский дворец в его прежнем виде. Его передали на попечение Русского музея. Финансирование восстановления дворца осуществлялось за счет городского бюджета и средств Благотворительного фонда, созданного потомками династии Строгановых, проживавшими за рубежом.
Как добраться
Строгановский дворец находится на углу Невского проспекта и набережной реки Мойки. Ближайшие станции метро, от которых можно добраться пешком за 5 минут – это Адмиралтейская, Гостинный двор, Невский проспект.
Нашли ошибку или неточность в статье? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.
Строгановский дворец действительно пользуется особой популярностью для большего числа посетителей Санкт-Петербурга, все это обусловлено с великолепным дизайном помещений, выполненным на основе европейской архитектуры итальянскими специалистами, но оправдана ли такая популярность на самом деле?! Большинство построек того времени отображали зависимость нашей страны к идеологиям стран Европы, когда в тоже время у нас в стране были собственные мастера с великолепным стилем строительства. Из-за данной зависимости наша страна потеряла собственный быт и идентичность, что могла стать не менее популярна и привлекательной в настоящем времени.
Потрясающий памятник архитектуры! При посещении больше всего поразило внутреннее убранство. Всем стоит увидеть!
Я как-то была на экскурсии по дворцу года два назад. Восхищена великолепием и красотой здания. А какой огромный зал для балов, до сих пор представляю, как там танцевали дамы в красивых платьях)