Логотип сайта 'Путешествие по Санкт-Петербургу'

Ссылка на страницу:

trip-spb.ru/pamyatnik-konke/

Санкт-Петербургская конка - родоначальник современного трамвая

Когда-то такое средство передвижения, как конка, было чрезвычайно популярным. В Санкт-Петербурге этот вид транспорта появился в середине позапрошлого столетия и произвел настоящий фурор. Поездки на конке были доступны по цене даже небогатым людям, а относительный комфорт сделал ее любимицей петербуржцев.

Омнибус - предшественник конки

Предшественником конки был омнибус. Он представлял собой карету, в которую помещалось от 10 до 16 человек. Стоила поездка на омнибусе десять копеек. Город рос, население увеличивалось, и вскоре омнибусы перестали справляться с задачей перевозки пассажиров.

Кому-то пришло в голову сделать омнибусы двухэтажными. Транспорт стал вмещать вдвое больше народа (до 40 человек), что резко снизило удобство поездок.

История омнибуса в Санкт-Петербурге
Омнибус возле Александровского сада

Пассажиров омнибусов с верхним этажом – империалом называли «сорок мучеников».

Тогда-то и возникла конка, как альтернатива отживших свое омнибусов. Изобрели данный вид транспорта в Соединенных Штатах, где он начал функционировать в 20-х годах XIX века. В городе на Неве первые конки ввел в обращение инженер Полежаев. Для их передвижения пришлось строить конно-железные дороги. В 1860 году Георгий Доронин наладил движение грузовых, а тремя годами позже и пассажирских конок.

От взлета до падения...

Настоящая история конки в Санкт-Петербурге началась, когда было организовано «Первое товарищество конно-железных дорог». Были проложены три линии. Один маршрут пролегал от Знаменской (ныне Восстания) площади по Невскому проспекту на стрелку Васильевского острова. Другой возил пассажиров от Адмиралтейской площади по Конногвардейскому бульвару до 6-й линии Васильевского острова. Третий шел от Никольской площади по Садовой улице до главной транспортной артерии города.

История Санкт-Петербургской конки
Конка на стрелке Васильевского острова.

Новое средство передвижения быстро взлетело на вершину популярности. Только в первый год работы конки на ней проехало полтора миллиона пассажиров, а в следующем уже почти два.

Хотя конка в Санкт-Петербурге передвигалась со средней скоростью 8 км/ч, что позволяло остроумцам сравнивать ее с цыпленком, которого она должна была догонять, а удобства были весьма условными, спрос на новый транспорт рос не по дням, а по часам.

Через 14 лет функционировало уже 25 маршрутов, а для конок были построены депо. На Лиговке открылся парк для конок, в котором были конюшни, кузница, производились ремонт и обслуживание вагонов.

История Санкт-Петербургской конки
Пробка из конок во время Крестного хода в 1907 году.

Но все хорошее когда-нибудь кончается. Технический прогресс не пощадил и конку. Еще во времена ее популярности у конки появились конкуренты – паровые локомотивы, тащившие за собой те же вагоны, что и старые добрые кони. К тому же конка стала считаться небезопасным видом транспорта из-за участившихся несчастных случаев. В конце позапрошлого века власти Санкт-Петербурга даже стали компенсировать пострадавшим ущерб в денежном эквиваленте.

Трамвай наступал, но конка не желала сдаваться. Предприниматели, успевшие сказочно разбогатеть на этом виде транспорта, чинили всевозможные препятствия устроителям электрического средства передвижения.

История Санкт-Петербургской конки
Конка на Лиговском проспекте. На заднем плане – Знаменская церковь (разобрана в 1941 году).

Лишь в следующем столетии власти города взяли транспортную инфраструктуру в свои руки и стали организовывать трамвайное движение. Но прошло еще 15 лет, прежде чем заработали первые трамвайные маршруты. Так Санкт-Петербургская конка стала родоначальником современного трамвая.

А вы знали, что возле Александровского сада на месте первой трамвайной линии увековечена мемориальная доска с 30-ю метрами рельс?

История Санкт-Петербургской конки
Монтаж трамвайной линии, 1907 год.

Правила проезда на конке

Развитие данного транспорта передвижения потребовало увеличения вместимости вагонов и вскоре последовала инновация, позаимствованная у омнибусов – второй этаж конки, также называвшийся империалом. По центру крыши была установлена двойная скамья, которая размещала пассажиров друг к другу спинами.

Ездить на втором этаже желали не все. Подниматься на него приходилось по крутой лестнице, что делало империал неприемлемым для дам, облаченных в пышные юбки. Поначалу им даже не разрешалось ездить в империале. Лишь в 1903 году запрет отменили.

История Санкт-Петербургской конки
Конка на Плашкоутном (Дворцовом) мосту

Действовали определенные правила проезда на конке. Нельзя было провозить животных и ездить в одежде, способной испачкать других пассажиров, как в современном метро. Курить разрешалось, но только на открытых площадках. Покидать конку можно было на остановках и там, где висел знак «тихий ход». Мужчина, вошедший в вагон, должен был слегка поклониться дамам. Таковы были правила хорошего тона.

Поскольку поездка в империале была существенно менее комфортной, проезд стоил три копейки, тогда как путешествие в вагоне требовало платы в пять копеек.

Места для пассажиров в конке распределялись следующим образом: в вагоне могла ехать 22 человека, в империале – 24, то есть всего 46 персон.

Управление и обслуживание конки

Каждый экипаж состоял из извозчика и кондуктора. Обязанностями последнего были продажа билетов и подача сигнала к отправлению. Также кондуктору вменялось в обязанность отпугивать выскакивающих на рельсы граждан, звоня в колокол.

Хорошо, что Санкт-Петербург построен на болоте. Крутых горок в ней мало. Все же экипажу конки приходилось прилагать дополнительные усилия на спусках и подъемах. При езде под горку тормозить кучеру помогал кондуктор. Для этого вагон был оборудован ручным тормозом.

История Санкт-Петербургской конки
Извозчик во время управления конкой на Невском проспекте

Если предстоял крутой подъем, конку ждали лошади, которые помогали втащить вагон на вершину. Их обслуживал другой кучер. После подъема дополнительную тяговую силу отцепляли, и она ждала следующую конку.

Кольцевых участков, на которых конка должна была развернуться, чтобы пуститься в обратный путь, не было. Лошадей цепляли к противоположной стороне вагона, и конка возобновляла движение. Двери были с обеих сторон, как у некоторых моделей современных трамваев.

Памятник Санкт-Петербургской конке

История Санкт-Петербурга была бы неполной, если бы сегодняшние жители не могли посмотреть, на чем когда-то ездили их предки. Памятник конке на Васильевском острове был воздвигнут в 2004 году недалеко от станции метро «Василеостровская» в зоне для пешеходов.

Памятник конке в Санкт-Петербурге

Почему его решили поставить именно на Васильевском острове? Проектировщики решили, что лучше места не найти, поскольку большинство маршрутов конки так или иначе затрагивала эту часть города.

Памятник конке в Санкт-Петербурге

Интересно, что памятник Санкт-Петербургской конке создавался в три этапа. Сначала изготовили вагон. Для его создания пришлось воспользоваться сохранившимися на Путиловском заводе чертежами.

Памятник конке в Санкт-Петербурге

Когда установили вагон, стало ясно, что чего-то не достает. Усилиями чиновника и бизнесмена Зиякаева конка оказалась запряженной парой коней.

Памятник конке в Санкт-Петербурге

Не хватало только кучера. Еще через два года появился и он. Фигуру извозчика изготовил скульптор Пентешин. Кучер изображен ведущим лошадей под уздцы.

Памятник Санкт-Петербургской конке

Для того, чтобы кучер выглядел исторически достоверным, скульптору пришлось изучить сохранившиеся фотографии того времени, посмотреть записи на Ленфильме и покопаться в архивах. Все в облике кучера отвечает историческим реалиям, даже пуговицы на сюртуке, которые изготовили, взяв за образец настоящую форму извозчиков, хранившуюся на Мосфильме.

Памятник конке в Санкт-Петербурге

В 2022 году памятник конке в Санкт-Петербурге отреставрировали. Истратив 2,5 миллиона бюджетных денег, обновили вагон, ограждение памятника и подиум. Также вернули на место исчезнувшую в неизвестном направлении уздечку и другие детали. Лошадей покрасили свежей краской.

Памятник конке в Санкт-Петербурге

Сегодня памятник конке функционирует, как кафе или место для представлений. У них даже есть свой официальный сайт и группа Вконтакте. Горожане, пришедшие на открытие отреставрированного памятника, были поражены, когда их встретили пирогами с кофе и выступлением музыкантов.

Памятник конке в Санкт-Петербурге

Вагон теперь стал двухэтажным. Узкая лестница ведет на крышу. Обратите внимание, что второй этаж доступен только для гостей кофейни.

На втором этаже воссоздан исторический империал – двойная скамейка, на которой люди сидят спинами друг к другу. Отсюда можно полюбоваться архитектурой исторического города, попивая горячий кофе.

Памятник Санкт-Петербургской конке
Второй этаж с империалом

Как добраться

Памятник Санкт-Петербургской конке находится на пересечении Среднего проспекта и 6-й (7-й) линии Васильевского острова. Добраться до скульптурной композиции от станции метро «Василеостровская» можно всего за несколько шагов. После выхода из вестибюля с правой стороны будет красоваться вагон синего цвета с запряженными лошадьми.

Нашли ошибку или неточность в статье? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Ошибки в тексте
Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые отзывы
Посмотреть все комментарии
Захар Фролов
Захар Фролов
Гость
6 февраля

Довелось как то прокатиться на старинной конке в Питере на дне города, но увы, достался какой-то дух времени! Всё тряслось, будто на колесе обозрения! За эти деньги ожидал более удобного сиденья. Вообщем, для фоточки сойдет, а кататься не советую.